В мае 1915 г. Григорович по заказу морского ведомства приступил к работе над более крупной лодкой с двигателем мощностью 150 л.с. Конструктивно и по летным характеристикам летающая лодка М-9 незначительно отличалась от М-5, превосходя последнюю по размерам и нагрузке. Лодка М-9 была одномоторным двухместным бипланом с 9-цилиндрововым двигателя водяного охлаждения «Сальмсон». В конце 1915 г. прототип М-9 доставили в отделение Петроградской школы морских лётчиков в Баку, где она и прошла испытания, закончившиеся к 9 января 1916 г. Лётные характеристики М-9, несмотря на более мощный двигатель, несущественно отличались от М-5. Так скорость горизонтального полёта составляла 100-110 км/ч, правда, продолжительность полёта возросла до 5 часов, скороподъёмность, по-прежнему, оставляла желать лучшего, грузоподъёмность возросла незначительно. Вооружение самолёта: подвижный пулемёт «Виккерс», «Льюис» или «Максим», установленный в носовой части. В Акте испытаний отмечалось, что летающая лодка «легко выходит из воды», на разбеге быстро поднимает хвост (?) и быстро отрывается, самолёт хорошо сбалансирован, сохраняет устойчивость на виражах. Конечно, по столь исчерпывающим данным сложно судить о возможностях самолёта, поскольку не приводится никаких качественных показателей, и все оценки носят чисто эмоциональный характер.
Тем не менее, ознакомившись с Актом, авиационный комитет Черноморского флота на заседании 20 января 1916 г. принял рекомендацию заказать 30 М-9. и даже приобрели прототип за 19 000 руб. для обучения. Впоследствии он поступил в Севастополь. Практически сразу же выявились конструктивные недостатки бензосистемы. На самолётах М-9 бензиновый и масляный баки разместили перед двигателем, что грозило гибелью экипажу в случае пулевой пробоины и возгорания бензинового бака. Впоследствии основной бензобак (225 л) установили в лодке, оставив между стойками два расходных бензиновых бака и масляный, что несущественно решало проблему. На необходимости изменения конструкции бензосистемы черноморцы обратили внимание ещё в апреле. В мае 1916 г. на Чёрном море установили на самолёт небольшой прожектор, освещение приборов в кабине и огни зеленого цвета на законцовках крыла. На этом самолёте лейтенант Н.А. Рогозин выполнил три полёта ночью с пассажиром, подтвердив их возможность. Лейтенант В.В. Утгоф со своей стороны считал полёты ночью более безопасными (в боевых условиях), но полагал необходимым установить на самолёт некоторое оборудование, и в частности прицел, высотомер, указатель скорости. Впоследствии Стаховский предложил более рациональную и удобную систему освещения приборной доски.
Летающая лодка Григоровича М-9 |
37-мм пушка на вооружении М-9 |
Несмотря на ряд недостатков, летающая лодка М-9 постепенно вытесняла предшественниц. Она всё же обладала несколько лучшей по сравнению с М-5 мореходностью. Так, балтийцы в одном из документов отмечали: «Сегодня поднялся на Щетинине-9 с волны высотой до 10 футов (3 м), при свежем ветре аппарат показал хорошие мореходные качества и поднялся легко. При ударе реданом о гребень волны был сорван и опрокинут главный бак и поломана бензиновая трубка, соединяющая его с расходным баком». Наверное, нужно быть изрядным оптимистом и делать вывод о высоких мореходных качествах летающей лодки, на которой при разбеге сорвался бак и повреждены трубопроводы, но тем не менее...!
Первые шаги новой техники, как это уже отмечалось не один раз, не всегда проходят гладко. Так и на Чёрном море, поначалу высказывалось мнение о недоверии к М-9 и предпочтительности М-5.
С началом войны встретились затруднения в применении самолётов М-9, реальную угрозу для которых стали представлять немецкие поплавковые гидросамолёты «Альбатрос» с двигателями мощностью 225 л.с, имевшие скорость 160 км/ч. В дополнение ко всему вооружение их состояло из передней неподвижной и задней турельной стрелковых установок. Морское ведомство неоднократно обращалось к Григоровичу с настоятельным требованием оборудовать самолёт задней турельной установкой, но безуспешно. По этой причине лётчики отказывались летать на совершенно беззащитных тихоходных самолётах. Приходилось М-9 применять преимущественно в группе, а начиная с 1917 г. - в сопровождении сухопутных истребителей «Ньюпор-17», и «Ньюпор-21».
10 января 1917 г. в Севастополе состоялось заседание авиационного комитета флота с приглашением Д.П. Григоровича и А.Н. Седельникова для обсуждения как улучшить лётно-тактические характеристик самолёта М-9. Но Григорович заявил, что самолёт устарел.