Оглавление

Считается, что первой более или менее удачной летающей лодкой ПРТВ (Первое Российское Товарищество Воздухоплавателей) оказалась М-5 или ЩМ-5 (Морской-5, Щетинин М-5), прототип которой построили в апреле 1915 г. (за служебное отличие Д.П. Григорович по ходатайству Морского генерального штаба был награжден орденом св. Владимира 4-й степени). Испытания самолёта производил пилот фирмы Я.И. Седов-Серов в мае 1915 г.

Щетинин был настолько уверен в самолёте, что ещё 16 апреля письмом уведомил Морской генеральный штаб о готовности поставить четыре летающие лодки М-5 по цене 9 500 рублей до 5 июня. Командир Петербургского порта 20 апреля получил указание заключить контракт с фирмой. Причём морское ведомство обязывалось поставить моторы и воздушные винты. Из-за месячной задержки такое соглашение появилось только 27 мая, причём за относительно короткий срок (с 30 мая до 15 июля 1915 г.) ПРТВ следовало построить 12 самолётов. Приёмкой самолётов занимался морской лейтенант Г.А. Фриде. Он также выполнял полёты на М-5, признав лодку «выдающейся».

Летающая лодка М-5 — одномоторный двухместный биплан с нормальной схемой управления. Силовая установка включала ротативный двигатель «Гном-Моносупап» в 100 л.с. с толкающим винтом фирмы «Шовьер». Скорость полёта самолёта 90-105 км/ч, посадочная - 70 км/ч, продолжительность полёта до 3,5 час, полётный вес 1000 кг, размах крыльев 13,5 м, площадь - 36,5 м2. Вооружение: пулемет «Максим» с боезапасом 450 патронов или «Виккерс» Мк.1, бомбы калибром от 8 до 50 фунтов. При выполнении воздушной разведки самолёт мог оснащаться радиотелеграфной станцией и фотоаппаратом Поттэ (полуавтоматический аппарат для воздушной съёмки с размером кадра 13x18 см, фокусным расстоянием 21 см, запасом плёнки на 50 кадров, весом 9 кг. Конструктор подполковник русской армии В.Ф. Поттэ).

SeeAvibg044.jpg

Летающая лодка Григоровича М-5

Если на Балтийском флоте, где было достаточно самолетов Ф.Б.А., особой нужды в М-5 не испытывали, то на Черноморском флоте самолёты М-5 принимали непосредственное участие в боевых действиях в составе береговых и корабельных подразделений.

В 1916 г. для личного состава, выполняющего полёты на М-5, на Чёрном море разработали рекомендации по ведению воздушного боя с учётом возможностей его стрелкового вооружения. В частности, рекомендовалось при полёте группой ведомому следовать левее и выше ведущего (в принципе выполнять полёт в группе в правом пеленге проще чем в левом, прим. авт.). Для атаки воздушной цели следовало занять исходное положение ниже цели и с дистанции 500 м вести огонь очередями по 15-20 выстрелов, а с приближением до 100-150 непрерывно. На случай отказа пулемётов экипажи вооружались винтовками, пистолетами «Маузер» и даже револьверами «Наган». Ценность этих рекомендаций можно поставить под сомнение, учитывая скорость полёта самолёта М-5. Бомбы, которые мог брать на борт экипаж сбрасывались не прицельно (на глаз) или с использованием прицела Толмачёва, но точность оставляла желать лучшего — попадание в круг диаметром 100 м считалось вполне нормальным.

К началу июня накопился некоторый опыт эксплуатации М-5 и на флотах появились замечания и предложения. Третьего июля 1916 г. помощник начальника авиации Черноморского флота лейтенант В.В. Утгоф написал начальнику Воздухоплавательного отделения Морского генерального штаба старшему лейтенанту А.А. Тучкову: «Каждая последующая присылка М-5 становится всё небрежнее, приборы не работают, регулировки отвратительные, моторы бьют, контрольные стаканы разбиты. Необходимо серьёзно подтянуть завод».

К концу марта 1917 г. появились ещё более серьёзные претензии к самолёту, свидетельствующие как о недостатках конструкции, так и качестве постройки.

Их сущность изложена в докладе командующего Черноморским флотом вице-адмирала А.В. Колчака: плохая управляемость, сложность взлёта из-за плохих мореходных качеств, мала скорость полёта, крайне низкая скороподъёмность (набор высоты 2000 м за 35-45 минут), ограниченный ресурс двигателя (40-50 ч.). Попытка конструктора улучшить лётные характеристики М-5, в частности за счёт увеличения тяги установкой более мощного двигателя (110, 120 и даже 130 л.с), ничего не дала, так как увеличивался вес конструкции, соответственно возрастал угол атаки крыла, что приводило к повышению лобового сопротивления, ухудшалась управляемость, появлялись и другие нежелательные последствия.

В период с 10 июля 1915 г. по 20 июня 1917 г. на Черноморский флот поступила 71 летающая лодка М-5 и около 60 в учебные заведения, а всего морское ведомство приобрело 183 самолёта.

Оглавление