Оглавление

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ ОТЕЧЕСТВА

Анатолий АРТЕМЬЕВ

Публикация статьи была прекращена в 2012, поэтому пока выкладываю что есть, прим. ВВС

SeeAvibg002.jpg

Всем хорошо известна дата 21 марта 1910 г., когда с одесского ипподрома взлетел самолёт «Фарман», пилотируемый первым русским летчиком М.Н.  Ефимовым, но мало кто знает, что в сентябре того же года с аэродрома Куликово поле (Севастополь) поднялся в воздух самолет «Антуанетт-4», пилотируемый первым офицером-летчиком - лейтенантом флота Станиславом Фадеевичем Дорожинским. Летать на гидросамолетах в России первыми начали также морские летчики. И это не случайно. Руководители морского флота России осознавали, что авиация повышает возможности флота. Следует особо отметить заслуги адмиралов И.К. Григоровича, А.А. Эбергарда, Н.О. Эссена и других, немало способствовавших развитию авиации, несмотря на скудные средства, выделяемые на эти цели.

К началу Первой мировой войны на Балтийском и Черноморском флотах удалось сформировать небольшие по численности подразделения авиации, находившиеся в подчинении начальников служб связи. Правда, сформировать авиацию на Севере и на Дальнем востоке к этому времени не удалось. В июле 1914 г. было принято «Положение о Службе авиации в Службе связи флота». С этого времени морская авиация постепенно обретает зримые организационные формы. В 1916 г. было принято «Положение о службе морской авиации в Российском флоте», выделившее авиацию из службы связи.

Постепенно российские конструкторы начали разрабатывать для нее отечественные самолеты.

Во время Первой мировой войны морская авиация оказывала посильную помощь флоту: вела разведку, поиск подводных лодок, корректировала огонь корабельной артиллерии, действовала по кораблям противника, вела воздушные бои.

После революции и в годы Гражданской войны морская авиация взаимодействовала с армейскими частями, выполняя задачи на морях, озёрах и основных реках. Для восстановления боеспособности авиации возникла необходимость в закупке техники за рубежом, разработке современных средств борьбы с силами флота. До 1938 г. морская авиация находилась в подчинении ВВС, что способствовало её целенаправленному развитию, независимо от капризов флотских руководителей.

К началу Великой Отечественной войны в составе морской авиации имелись торпедоносцы, бомбардировщики, истребители, разведчики, а через месяц после ее начала сформировали и части штурмовой авиации.

Морская авиация первой нанесла удары по Берлину уже в августе 1941 г., участвовала в обороне Одессы, Севастополя, Ленинграда, обеспечивала морские конвои, вела поиск подводных лодок и решала многие другие задачи. Небольшая по составу, она в сложившейся обстановке оказалась очень эффективной и универсальной силой, внесшей основной вклад в борьбу с флотом противника.

Журнал «Авиация и Космонавтика» в 2006 - 2009 гг. в рамках серии статей «Крылья над морем» знакомил читателей с послевоенным развитием отечественной морской авиации. Однако вся предыстория ее зарождения и становления тогда осталась за рамками данной серии. В ближайших номерах журнала мы постараемся восстановить историческую справедливость и представить наиболее полную картину того, как создавалась морская авиация России.

Оглавление