Помимо ВВС с их межконтинентальными бомбардировщиками, глобальную стратегическую систему доставки ядерного оружия мог создать флот США, располагавший в августе 1945 г. 99(!) авианосцами. По окончании войны большинство из них было законсервировано, но в строю остались 20 авианосцев, в том числе три гиганта водоизмещением около 55000 т — «Мидуэй», «Франклин Рузвельт» и «Корал Си». Как и все военные корабли, они обладали правом экстерриториальности, что позволяло приблизить эти плавучие авиабазы непосредственно к территории противника. Немногочисленный флот СССР мог обеспечивать только береговую оборону.
В декабре 1947 г. был выпущен доклад адмирала Д. Гэллери, в котором он подвергал критике ядерную стратегию, разработанную специалистами ВВС. Стратегия ведения войны путём ядерных ударов по городам критиковалась как аморальная, малоэффективная и дорогостоящая. Вместо этого предлагалось нанесение точечных ядерных ударов по военным и ключевым промышленным объектам силами палубной авиации. При этом стартующие с авианосцев бомбардировщики с относительно скромной дальностью полёта порядка 3000 км могли держать под прицелом все промышленно развитые районы СССР.
Концепция адмирала Гэллери в целом была поддержана министром обороны Форрестолом, но возможность базирования стратегических бомбардировщиков на палубах авианосцев ещё надо было доказать, хотя определённый опыт в этом уже был. 16 апреля 1942 г. 16 армейских средних бомбардировщиков В-25 «Митчелл», взлетев с авианосца «Хорнет», бомбили Токио.
В январе 1947 г. с палубы авианосца «Филиппин Си» стартовали шесть двухмоторных транспортных самолетов R4D (флотское обозначение самолета С-47) антарктической экспедиции адмирала Берда. Взлёт был произведен без катапульт, с помощью твердотопливных стартовых ускорителей JATO.
Разработка палубного бомбардировщика (по классификации ВМС — тяжёлого штурмовика) AJ началась на фирме «Норт Америкен» в 1946 г. Самолёт должен был нести стандартную 60-дюймовую атомную бомбу массой 4500 кг.
Поскольку поступление AJ на вооружение ожидалось не ранее 1949 г., в качестве временной меры было принято решение переделать в палубный бомбардировщик базовый патрульный самолёт Локхид P2V «Нептун». Это было смелое решение, поскольку «Нептун» представлял собой большой самолёт с размахом крыла 30,5 м и взлётной массой до 30 т. Его сильной стороной была огромная дальность полёта, превышавшая 6000 км — больше дальности полёта В-29. Основной недостаток — узкий бомболюк, рассчитанный на подвеску торпед, глубинных бомб и морских мин. Поэтому использование стандартных 60-дюймовых бомб исключалось — «Нептун» мог принимать только значительно менее эффективные бомбы пушечного типа Mk.l и Мк.8.
В первую очередь требовалось приспособить «Нептун» к взлёту с палубы авианосца; посадку в мирное время можно совершить на береговых аэродромах, а в военное — и прямо в море. В начале 1948 г. проводились эксперименты по взлёту P2V с палубы авианосца, условно размеченной на бетонной взлётно-посадочной полосе. При этом использовались четыре стартовых ускорителя типа JATO. В апреле 1948 г. два P2V-2 успешно взлетели с 300-метровой палубы авианосца «Корал Си». После этого фирма «Локхид» получила заказ на 12 бомбардировщиков P2V-3C, оборудованных высотными моторами, топливными баками увеличенной ёмкости и бомбоотсеком, приспособленным для подвески перспективной атомной бомбы Мк.8. В январе 1949 г. заказ был выполнен.
Наземная отработка взлёта бомбардировщика P2V-3C «Нептун» с помощью стартовых ускорителей.
Основные характеристики некоторых палубных бомбардировщиков — носителей стратегического ядерного оружия |
|||||||||
Самолёт |
Полезная нагрузка |
Максимальная взлётная масса, кг |
Максимальная скорость, км/ч на высоте, м |
Крейсерская скорость, км/ч |
Потолок, м |
Дальность полёта с ядерным оружием, км |
Система дозаправки в полёте |
Кол-во выпущенных самолётов, шт. |
Годы принятая и снятия с вооружения |
Lockheed P2V-3C Neptune |
Mk.8 |
32200 |
540 |
- |
8550 |
Боевой радиус действия 3500 км |
Нет |
12 |
1949—1952 |
North American AJ-1 Savage |
Mk.4, Mk.5, Mk.6 |
24600 |
760 |
- |
13100 |
3800 |
Нет |
42 |
1949—1957 |
North American AJ-2 Savage |
-//- |
25000 |
805 |
480 |
12000 |
4830 |
Нет |
82 |
1951—1957 |
Douglas A3D-1 Destroyer |
Mk.5, Mk.6, Mk.7, термоядерные бомбы |
33000 |
920/ 12200 |
- |
12500 |
4850 |
Есть |
50 |
1956—1976 |