Оглавление

НОСИТЕЛИ

NuAvUSFs081.jpg

Почти сразу после окончания Второй мировой войны началась новая — холодная. Здесь не было разрушенных городов, но по напряжению сил она, пожалуй, даже не уступала предыдущей. Уже 14 декабря 1945 г. Комитет начальников штабов США разработал первый стратегический план на случай войны с СССР. Значительно уступая Советскому Союзу по численности и вооружению сухопутных войск, американцы сделали ставку на стратегическую авиацию, оснащённую атомным оружием.

В первое послевоенное десятилетие авиация продолжала оставаться практически единственным средством его доставки. Первые ракеты уступали тогда самолетам едва ли не по всем показателям: по дальности полёта, массе полезной нагрузки, точности попадания, надёжности, мобильности, времени предстартовой подготовки.

До мая 1946 г. единственной частью ВВС, подготовленной к применению ядерного оружия, оставалась 509-я смешанная авиагруппа, бомбившая в августе 1945 г. Хиросиму и Нагасаки. В июне 1946 г. задача доставки ядерного оружия была возложена на Стратегическое авиационное командование (SAC), в состав которого вошли 8-я и 15-я воздушные армии (AF), осуществлявшие в годы войны стратегические бомбардировки Германии и Японии. Позднее в состав SAC была введена и 2-я воздушная армия. В 1949 г. ядерное оружие поступило на вооружение палубной авиации флота США, а в 1952 г. — Тактического авиационного командования ВВС. В настоящее время имеется достаточное количество хороших публикаций, в том числе и на русском языке, посвященных послевоенным американским самолётам. Вот только в этих публикациях практически нет ничего конкретного о применении этих машин в качестве носителей ядерного оружия, хотя самолёт-носитель и атомная бомба представляют собой единую систему, обычно разрабатываемую комплексно уже на ранних стадиях проектирования. Даже в описаниях тяжёлых аварий и катастроф бомбардировщиков В-36 и В-47 ни слова не говорится о связанных с этими авариями опасных инцидентах с ядерным оружием. Вероятно, это связано с тем, что архивные материалы по ядерному оружию первого поколения были рассекречены в США только в начале 80-х гг. XX века, а упомянутые публикации базируются на более ранних первоисточниках. Тогда же были рассекречены и сенсационные материалы о первых американских стратегических планах ведения ядерной войны.

Основные характеристики бомбардировщиков Стратегического авиационного командования ВВС США, носителей бомб первого поколения

Самолёт

Полезная нагрузка

Максимальна я взлётная масса, кг

Максимальная скорость, км/ч на высоте, м

Крейсерская скорость, км/ч

Потолок, м

Дальность полета с ядерным оружием, км

Система дозаправки в полёте

Кол-во выпущенных самолётов, шт.

Годы принятия и снятия с вооружения

Boeing B-29 Superfortress

Mk.lll, Мк.4, Mk.5, Mk.6

62000

600 / 7620

320-400

9700

Около 6000

Нет (есть у 72 самолётов B-29L)

39651

1943—1954

Boeing B-50A Superfortress Boeing B-50D Superfortress

76700

615

480

11300

Около 7500

Есть

79

1948—1954

79000

610

450

11200

Около 8000

Есть

222

1949—1954

Convair B-36B Peacemaker

Мк.III, Мк.4

139000

610/ 10500

385

13000

Боевой радиус действия 6930 км

Нет

62

1948—1950

Convair B-36D Peacemaker

Мк.4, Мк.5, Мк.6, термоядерные бомбы

162000

700/ 9700

-

13800

Боевой радиус действия 5680 км

Нет

85

1950—1959

Convair B-36F Peacemaker

162000

670

380

13400

-

Нет

34

1951-1959

Convair B-36H Peacemaker

162000

670

-

13800

-

Нет

83

1952—1959

Convair B-36J-III  Peacemaker

186000

670/ 11100 630/ 7600

370 / 8350

13600

Боевой радиус действия 6420 км

Нет

33

1954—1959

Boeing B-47B Stratojet

Мк.4, Мк.5, Мк.6, термоядерные бомбы

86180

990/ 3200

-

14100

4860

Есть

399

1951—1965

Boeing B-47E Stratojet

90720

980/ 5000

802/ 9150

10100

Боевой радиус действия 3240 км

Есть

1341

1953—1965

1 Из них 2700 после войны находились на консервации, около 1000 в составе SAC, 88 поставлены Великобритании, около 70 потеряно в Корее.

Оглавление