Почти сразу после окончания Второй мировой войны началась новая — холодная. Здесь не было разрушенных городов, но по напряжению сил она, пожалуй, даже не уступала предыдущей. Уже 14 декабря 1945 г. Комитет начальников штабов США разработал первый стратегический план на случай войны с СССР. Значительно уступая Советскому Союзу по численности и вооружению сухопутных войск, американцы сделали ставку на стратегическую авиацию, оснащённую атомным оружием.
В первое послевоенное десятилетие авиация продолжала оставаться практически единственным средством его доставки. Первые ракеты уступали тогда самолетам едва ли не по всем показателям: по дальности полёта, массе полезной нагрузки, точности попадания, надёжности, мобильности, времени предстартовой подготовки.
До мая 1946 г. единственной частью ВВС, подготовленной к применению ядерного оружия, оставалась 509-я смешанная авиагруппа, бомбившая в августе 1945 г. Хиросиму и Нагасаки. В июне 1946 г. задача доставки ядерного оружия была возложена на Стратегическое авиационное командование (SAC), в состав которого вошли 8-я и 15-я воздушные армии (AF), осуществлявшие в годы войны стратегические бомбардировки Германии и Японии. Позднее в состав SAC была введена и 2-я воздушная армия. В 1949 г. ядерное оружие поступило на вооружение палубной авиации флота США, а в 1952 г. — Тактического авиационного командования ВВС. В настоящее время имеется достаточное количество хороших публикаций, в том числе и на русском языке, посвященных послевоенным американским самолётам. Вот только в этих публикациях практически нет ничего конкретного о применении этих машин в качестве носителей ядерного оружия, хотя самолёт-носитель и атомная бомба представляют собой единую систему, обычно разрабатываемую комплексно уже на ранних стадиях проектирования. Даже в описаниях тяжёлых аварий и катастроф бомбардировщиков В-36 и В-47 ни слова не говорится о связанных с этими авариями опасных инцидентах с ядерным оружием. Вероятно, это связано с тем, что архивные материалы по ядерному оружию первого поколения были рассекречены в США только в начале 80-х гг. XX века, а упомянутые публикации базируются на более ранних первоисточниках. Тогда же были рассекречены и сенсационные материалы о первых американских стратегических планах ведения ядерной войны.
Основные характеристики бомбардировщиков Стратегического авиационного командования ВВС США, носителей бомб первого поколения |
|||||||||
Самолёт |
Полезная нагрузка |
Максимальна я взлётная масса, кг |
Максимальная скорость, км/ч на высоте, м |
Крейсерская скорость, км/ч |
Потолок, м |
Дальность полета с ядерным оружием, км |
Система дозаправки в полёте |
Кол-во выпущенных самолётов, шт. |
Годы принятия и снятия с вооружения |
Boeing B-29 Superfortress |
Mk.lll, Мк.4, Mk.5, Mk.6 |
62000 |
600 / 7620 |
320-400 |
9700 |
Около 6000 |
Нет (есть у 72 самолётов B-29L) |
39651 |
1943—1954 |
Boeing B-50A Superfortress Boeing B-50D Superfortress |
76700 |
615 |
480 |
11300 |
Около 7500 |
Есть |
79 |
1948—1954 |
|
79000 |
610 |
450 |
11200 |
Около 8000 |
Есть |
222 |
1949—1954 |
||
Convair B-36B Peacemaker |
Мк.III, Мк.4 |
139000 |
610/ 10500 |
385 |
13000 |
Боевой радиус действия 6930 км |
Нет |
62 |
1948—1950 |
Convair B-36D Peacemaker |
Мк.4, Мк.5, Мк.6, термоядерные бомбы |
162000 |
700/ 9700 |
- |
13800 |
Боевой радиус действия 5680 км |
Нет |
85 |
1950—1959 |
Convair B-36F Peacemaker |
162000 |
670 |
380 |
13400 |
- |
Нет |
34 |
1951-1959 |
|
Convair B-36H Peacemaker |
162000 |
670 |
- |
13800 |
- |
Нет |
83 |
1952—1959 |
|
Convair B-36J-III Peacemaker |
186000 |
670/ 11100 630/ 7600 |
370 / 8350 |
13600 |
Боевой радиус действия 6420 км |
Нет |
33 |
1954—1959 |
|
Boeing B-47B Stratojet |
Мк.4, Мк.5, Мк.6, термоядерные бомбы |
86180 |
990/ 3200 |
- |
14100 |
4860 |
Есть |
399 |
1951—1965 |
Boeing B-47E Stratojet |
90720 |
980/ 5000 |
802/ 9150 |
10100 |
Боевой радиус действия 3240 км |
Есть |
1341 |
1953—1965 |
|
1 Из них 2700 после войны находились на консервации, около 1000 в составе SAC, 88 поставлены Великобритании, около 70 потеряно в Корее. |