Ядерный заряд W-7 использовался не только в авиабомбе Мк.7, но и в первой атомной глубинной бомбе Мк.90 «Бетти».
К концу Второй мировой войны противолодочная авиация буквально загнала подводные лодки под воду, но с появлением атомных лодок (1954 г. — в США, 1958 г. - в СССР) борьба с ними вновь превратилась в серьезную проблему. Большая скорость подводного хода позволяла атомной подводной лодке за время между её обнаружением и началом бомбометания глубинными бомбами уходить из-под удара.
Атомная глубинная бомба Мк. 90 Бетти. |
Атомная глубинная бомба Мк-90 «Бэтти» но испытаниях под фюзеляжем самолёта F7F-3 «Тайгеркэт». 23 мая 1955 г. |
В начале 1950-х гг., в период всеобщего увлечения военных возможностями ядерного оружия, атомная глубинная бомба представлялась наилучшим решением проблемы. Испытания 1946 г. на атолле Бикини показали, что ударная волна подводного ядерного взрыва мощностью около 20 кт разрушает прочный корпус подводной лодки даже на расстоянии нескольких сотен метров. Атомная подводная лодка сама по себе является настолько грозным оружием, что применение против неё атомной бомбы вполне оправданно.
Вместе с тем, применение атомных глубинных бомб связано с серьезными проблемами. Первая: из-за большого радиуса поражения подводного ядерного взрыва применение свободнопадающих глубинных бомб возможно только с самолётов, но не с кораблей. Вторая: длительно сохраняющееся после взрыва радиоактивное загрязнение, опасное для надводных судов. Третья: нарушение, вследствие взрыва, гидрологии моря ослепляет гидроакустические приборы кораблей ПЛО на длительное время, достигающее нескольких часов.
Но самая главная проблема заключается в самом применении ядерного оружия для решения такой узкой тактической задачи, как уничтожение подводной лодки. В отличие от других видов ядерного оружия, даже тактического, атомная глубинная бомба является именно оружием, но никак ни средством сдерживания вероятного противника. В вооруженных силах всех ядерных держав решение о применении атомного оружия принимается на самом высоком военно-политическом уровне. В этих условиях флот, построивший свою противолодочную оборону на ядерном оружии, пока его применение не санкционировано, рискует остаться безоружным. Если же делегировать право на применение ядерного оружия на более низкий уровень, например, командующих флотами или корабельными соединениями, это может привести к опасному понижению порога начала ядерной войны. Поэтому в настоящее время во флотах всех ядерных держав атомные глубинные бомбы заменены оружием точного наведения.
Однако осознание этих проблем пришло позже, после Карибского кризиса, а в 1950-х гг., повторимся, ядерная глубинная бомба считалась лучшим средством борьбы с атомными подводными лодками. Предварительные исследования применения ядерного оружия в противолодочной обороне проводились с 1950 г. Массачусетсом технологическим институтом (MIT). Было установлено, что наилучшим образом поставленной цели отвечает атомная глубинная бомба небольшой мощности, подрываемая гидростатическим взрывателем на фиксированной глубине около 300 м.
Атомная глубинная бомба Мк-90 «Бэтти» на испытаниях. Изделие собрано из корпуса Mk-1 Mod 0, механизма сбрасывания Мк-19 Mod 0 и парашюта Mk-22ModO.
14 апреля 1952 г. разработка такой бомбы была возложена на Лос-Апамосскую лабораторию (ядерный заряд W-7) и Лабораторию военно-морского вооружения в Сильвер-Спрингсе, штат Мэриленд (прочный корпус бомбы и система подрыва). Серийное производство первой в мире атомной глубинной бомбы, получившей обозначение Мк.90 «Бетти», началось уже в июне 1955 г. Всего было выпущено около 225 таких бомб.
В состав бомбы Мк.90 входили: корпус Mk.1 Mod.0, ядерный заряд Мк.7 Mod.1, устройство подвески Мк.19 Mod.0 и парашютная система Мк.22 Mod.0. Полная масса бомбы составляла 1120-1140 кг, в том числе 565 кг — масса прочного стального корпуса и гидродинамического оперения. Корпус имел длину 3175 мм и диаметр 795 мм. Парашют диаметром 5 м обеспечивал плавное приводнение бомбы непосредственно под точкой сброса. Последнее требование вытекает из методики наведения самолёта-носителя на обнаруженную подводную лодку.
Носителями атомной глубинной бомбы Мк.90 были палубный противолодочный самолет Грумман S2F «Трэккер» и летающая лодка Мартин Р5М «Мерлин». Кроме того, в период испытаний она подвешивалась под двухмоторным многоцелевым самолётом Грумман F7F-3 «Тайгеркэт». Ядерный заряд «Бетти» имел избыточную для глубинной бомбы мощность, и в 1960 г. она была заменена более лёгкой бомбой Мк.101 «Лулу» с малогабаритным ядерным зарядом нового поколения.
S2F «Трэкер».
Р5М «Мерлин».