Оглавление

Сравнительная характеристика бомб Mk.III и Мк.18

Бомба

Mk.III

Мк.18

Год испытания

1945

1952

Тротиловый эквивалент, кт

22±2

500

Масса, кг 4680  3400

Масса активного вещества, кг

6,1

60-90

Коэффициент использования делящихся материалов, %

17

30-50

Основным идеологом этого направления был один из ведущих специалистов Лос-Аламоса, доктор Теодор Тэйлор. Бомба Мк.18 имела 92-линзовый заряд от Мк.13 — последнее достижение техники химической имплозии. В центр заряда было помещено ядро из высокообогащённого урана-235 массой 60—90 кг (отсюда неофициальное прозвище Мк.18 — Super Omlloy Bomb, урановая сверхбомба). Практически это был предел для заряда имплозивного типа — при дальнейшем увеличении масса урана превысила бы критическую. По той же причине исключалось использование плутония. Сверхмощный заряд Мк.18 имел меньший, чем у других 60- и 92-линзовых зарядов, коэффициент использования делящихся материалов: большая масса ядра ограничивала скорость и степень сжатия при имплозии.

Испытание американской 500-килотонной урановой сверхбомбы состоялось осенью 1952 г. Разрушительное действие 500-килотонного ядерного взрыва было сопоставимо с разрушительным действием ранее созданных бомб. Из сравнения стало ясно, что соответствующие радиусы поражения приблизительно пропорциональны кубическому корню тротилового эквивалента, поэтому характерное для 1950-х гг. увлечение мегатоннами довольно бессмысленно.

Серийное производство бомбы Мк.18 началось в июле 1953 г. До февраля 1955 г. было изготовлено около 90 Мк.18 двух модификаций: Mod.0 и Mod.1

Урановая сверхбомба отличалась от Mk.6 Mod.6 (основной бомбы американской стратегической авиации) только ядерным зарядом. Корпус и система подрыва заряда оставались теми же: бомба взрывалась по сигналу барометрического высотомера, либо при ударе о грунт от пьезоэлектрических взрывателей. Из-за большого количества оружейного урана, близкого к критической массе, заряд бомбы Мк.18 был не безопасен даже в разряженном состоянии, поэтому он был дополнительно оборудован выдвижными поглотителями нейтронов из алюминия.

После успешного завершения разработки термоядерных бомб, дальнейшее производство Мк.18 потеряло смысл: нескольким тоннам высокообогащённого урана можно было найти лучшее применение. В 1956 г. все 90 бомб были переделаны в стандартные Mk.6 Mod.6.

Интересно сравнить Мк.18 — вершину эволюционного развития американских «Толстяков» — с Mk.lll — первой бомбой имплозивного типа, созданной на семь лет раньше и сброшенной на Нагасаки. Напомним, что все имплозивные заряды первого поколения не имели принципиальных различий. Размеры Mk.lll и Мк.18 также практически одинаковы, так как определялись вместимостью бомбоотсека В-29.

АВИАЦИОННАЯ НЕУПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА «BOAR»

Неуправляемая авиационная ракета BOAR (Bureau of Ordnance Atomic Rocket) рассматривается в этом обзоре наравне с бомбами, так как с технической точки зрения представляла собой тактическую атомную бомбу Мк.7 с твердотопливным ракетным ускорителем. Необходимость в ней была вызвана тем, что в первой половине 1950-х гг. основную ударную силу американских авианосцев составляли поршневые штурмовики AD «Скайрейдер». Небольшая скорость поршневых машин не позволяла им производить бомбометание с кабрирования, подобно истребителям-бомбардировщикам ВВС F-84 и F-86. А простая неуправляемая ракета с атомной боевой частью позволила бы лёгким палубным самолётам наносить ядерные удары с горизонтального полёта на малых высотах, не входя в сферу поражения атомного взрыва и в зону ближней ПВО противника. Такая ракета рассматривалась как временное решение проблемы до поступления на вооружение лёгкого реактивного штурмовика A4D «Скайхок», специально проектировавшегося фирмой «Дуглас» как носитель тактической атомной бомбы Мк.7.

В феврале 1951 г. Комиссия по атомной энергии и командование военно-морским флотом США назначили головным разработчиком ракеты Научно-исследовательский артиллерийский центр (Bureau of Ordnance), отсюда её наименование — BOAR. За поставку ядерного заряда типа Мк.7 или Мк.12 отвечала Лос-Аламосская лаборатория, за разработку корпуса и хвостового оперения — фирма «Дуглас», создатель «Скайрейдера», «Скайхока» и корпуса Мк.7.

NuAvUSFs071.jpg NuAvUSFs073.jpg

Палубный штурмовик «Скорейдер» и атомная бомба BOAR.

Атомная бомба с ракетным двигателем BOAR.

NuAvUSFs072.jpg

Авиационная неуправляемая ракета BOAR Mk.1 Mod.0 (передняя часть корпуса ракеты BOAR такая же, как у бомбы Mk.7). 1 носовой обтекатель; 2 пьезоэлектрический ударный взрыватель; 3 механизм автоматизированной установки ядра из делящихся материалов; 4 ядерный заряд W-7; 5 поперечный разъём корпуса; 6 перемещаемые узлы подвески; 7 блок автоматики подрыва и таймер; 8 электрокомпенсатор наддува корпуса ядерного заряда; 9 ракетный двигатель твёрдого топлива; 10 — электродвигатель поворота нижних плос- (обрыв текста, прим. ВВС)

Оглавление