Оглавление

NuAvUSFs066.jpg

Бомба пушечного типа Мк-11 (Мк-91).

Внешне бомба Mk.8 Mod.0 отличалась от Mod.1 тупым носом. Длина ее составляла 2950 мм. Бомба Мк.8 Mod.1 размещалась, как правило, на внешней подвеске. Узлы крепления были унифицированы с бомбой Мк.7. Мк.8 Mod.1 имела заостренный носовой обтекатель, под которым размещался механизм автоматического заряжания пушки. Поэтому длина бомбы составляла 3350 мм.

В 1955 г. все бомбы Mk.8 Mod.1 были переделаны в Mod.2 и Mod.3. В 1951 — 1955 г. предпринимались попытки использовать ядерный заряд Мк.8 в головной части крылатой ракеты «Регулус».

Атомная бомба Мк.10 разрабатывалась с 1950 г. как облегчённый вариант Мк.8, предназначенный для воздушного взрыва. Параллельно создавались тактические бомбы Мк.5, Мк.7 и Мк.12 имплозивного типа, но все они базировались на новом 92-линзовом заряде, уверенности в успехе которого ещё не было. Так что фактически Мк.10 рассматривалась как запасной вариант простой тактической бомбы, хотя низкий коэффициент использования делящихся материалов, вообще характерный для зарядов пушечного типа, исключал её производство в большом количестве.

После успешных испытаний и начала серийного производства Мк.7 и Мк.12 дальнейшие работы над Мк.10 потеряли смысл, и в мае 1952 г. они были прекращены.

Новая бомба подземного взрыва Мк.11 была первой в мире атомной бомбой, специально спроектированной  для внешней подвески под сверхзвуковыми самолётами и одновременно последней бомбой пушечного типа. Конструктивно она представляла собой бомбу Mk.8 Mod.1 в новом, усиленном, корпусе со сверхзвуковыми обводами. Заряд пушечного типа, механизм автоматизированного заряжания, система подрыва оставались теми же.

Разработка Mk.11 началась в 1950 г., но имела невысокий приоритет, даже в 1957 г. бомба Мк.11 ещё считалась экспериментальной. Вероятно, причина в том, что самолётов, развивавших сверхзвуковую скорость с вооружением на внешней подвеске, тогда ещё не было.

Серийные Mk.11 получили обозначение Мк.91 Mod.0, их производство началось 1 января 1956 г. До конца года было изготовлено 40 бомб, вероятно, переделанных из Мк.8. Они числились на вооружении до 1960 г.

Корпус бомбы имел большее, чем у Мк.8, удлинение — длина 3730 мм, диаметр — 356 мм. Полный вес бомбы составлял 1590 кг. При размещении на внешней подвеске допускалась скорость самолёта-носителя до М= 1,2.

При сбросе с большой высоты Мк.91 развивала у земли высокие сверхзвуковые скорости, благодаря чему до взрыва углублялась в грунт на большую глубину. Эта глубина составляла 37 м в глинистом грунте, 28 м в плотном песке, почти 7 м в железобетоне.

Тротиловый эквивалент заряда Mk.91 Mod.0 составлял, как и у Мк.8, 15-20 кт.

Тактическая бомба имплозивного типа Mk.12 «Brok».

NuAvUSFs067.jpg

Тактическая бомба имплозивного типа Mk.12 «Brok». Перья стабилизатора сложены.

Что касается бомб имплозивного типа, то параллельно с тактической бомбой большой мощности Мк.7, на основе того же 92-линзового ядерного заряда в 1950 г. разрабатывалась бомба Мк.12 «Брок». Если Мк.7 создавалась как бомба максимальной для истребителя-бомбардировщика тактической авиации мощности, то Мк.12 была задумана как бомба минимальных габаритов и массы, но с лучшим, чем у бомб пушечного типа, коэффициентом использования делящихся материалов.

Ядерный заряд Mk.12 имел меньший, чем у Мк.7, диаметр и, соответственно, меньшие степень сжатия ядра и тротиловый эквивалент. Испытания заряда Mk.12 состоялись весной 1952 г. в двух взрывах мощностью 12 и 14 кт.

Серийное производство тактической атомной бомбы Mk.12 началось в декабре 1954 г. Всего до февраля 1957 г. было выпущено около 450 бомб трех модификаций: Mod.0, Mod.1 и Mod.2.

Mk.12 имела баллистический корпус длиной 3940 мм и диаметром 560 мм. Масса бомбы составляла всего 500 кг. Хвостовое оперение имело четыре плоскости, отклоняемые при взлёте в положение, близкое к горизонтальному. Как и Мк.7, Мк.12 стабилизировалась на траектории вращением, для чего на плоскостях стабилизатора имелся небольшой предкрылок.

Бомба Mk.12 была оборудована той же системой подрыва, что и Мк.7, включавшей один радиовысотомер, два таймера и контактный пьезоэлектрический взрыватель. Соответственно, автоматика подрыва имела те же семь режимов работы. Механизм автоматизированной установки в полёте ядра из делящихся материалов также был заимствован у Мк.7.

В отличие от довольно тяжёлой Мк.7, бомба Мк.12 допускала более высокую скорость самолёта-носителя, хотя реально со сверхзвуковых самолётов никогда не использовалась. Основными носителями Mk.12 были истребительно-бомбардировочные модификации знаменитого «Сейбра» — F86F (после 35-й серии) и F-86H, а также палубный истребитель-бомбардировщик F9F-8B «Кугуар», оборудованные системой LABS. Нести более мощную бомбу Мк.7 эти самолёты не могли из-за коротких стоек шасси.

Оглавление