Оглавление

Потери в бою 7 ноября 1944 г. район г. Ниш

Тип

Борт

Эскадрилья

Летчик

Судьба

P-38L-1-LO

44-24035 (service no O-715462)

95th FS, 305th FW, 82nd FG, 15AF

2/L.t. Brewer, Philip

Погиб (MACR9694)

P-38J-15-LO

43-28662 (service no O-715478)

95th FS, 305th FW, 82nd FG, 15AF

2/L.t Coulson, Eidon

Погиб (MACR9696)

P-38L-1-LO

44-24392

96th FS, 305th FW 82nd FG, 15AF

Captain King, Charles

Тяжело ранен (MACR 9695)

Як-9М

2715396

866-й ИАП 288-й ИАД 17-й ВА

мл.л-т Виктор Васильевич Шипуля

Погиб

Як-9Т

2415351

866-й ИАП 288-й ИАД 17-й ВА

л-т Дмитрий Петрович Кривоногих

Погиб

Як-9Т

1215370

866-й ИАП 288-й ИАД 17-й ВА

л-т Жестовский

Ранен

MACR—Missing Air Crew Report—официальный документ, составляемый после гибели или ранения летчика при выполнении боевого задания. В MACR указываются должность, звание, имя и фамилия летчика, тип самолета и его серийный номер (а также серийный номер двигателя или двигателей), район гибели и ранения летчика.

В тот роковой день, согласно рапорту, составленному 25 ноября американским штабом в Казерти, перед 82-й группой стояла задача нарушить перевозки германских войск по авто- и железным дорогам на участке Сьеница — Нови Пазар — Рашка Митровица, то есть на удалении 95-150 км от Ниша. «Полковник Эдвинсон встретил крупный населенный пункт, который он принял за Нови Пазар... После проявления пленок фотокинопулемета, видно, что обстрелу подверглось другая дорога на удалении 72 км от цели, что соответствует 10 минутам полета». Интересно, что в американской документации (MACR) местом падения первого сбитого «Лайтнинга» названа Сьеница (местечко в то время контролировали германские войска и мусульманская милиция), удаленная на 152 км от действительного места падения истребителя. Еще больше сомнений в достоверность американских документов вносит свидетельство летчика Бориса Смирнова. В своих мемуарах Смирнов написал, что на найденной в обломках «Лайтнинга» карте целью действительно был обозначен Ниш!

Американский штаб продолжает: «Эдвинсон сразу опознал самолеты как советские, но не успел собрать свои силы и за это время были сбиты еще один «Лайтнинг» и два, три или больше Яков. Во время сбора группы, к самолету Эдвинсона приблизился один Як, после чего идентификацию была подтверждена. Эдвинсон отдал приказ о выходе из боя».

Американцы в своей депеше, направленной в Москву 25 ноября отмечают, что советские самолеты «справедливо напали на американскую эскадрилью», а командир «Лайтнингов» отстранен от должности. Полковника Степана Никифоровича Кузнецова также сняли с должности командира 866-го ИАП 29 ноября 1944 г. После прояснения обстоятельств инцидента под Нишем, он получил назначение заместителем командира дивизии в венгерском Кишкунлацхазу.

Командующий американскими войсками на Средиземноморском ТВД генерал Вильсон выразил сожаления о произошедшем и принес свои извинения за трагедию. Особой похвалы удостоился летчик Колдунов, „проявивший исключительную храбрость и установивший контакт с американскими самолетами, благодаря чему бой был прекращен." Извинения принес также и генерал Аира С. Икер, командовавший всеми ВВС союзников на Средиземноморье.

Виновником ошибки в определении координат цели сделали полковника Эдвинсона (это летчика-то с налетом 4000 часов!). По возвращении в Фоджу каждый летчик должен был написать объяснительную. «Русские хотели скальп Эдвинсона... Требовали его расстрела!» — писал, к примеру, Кар, возлагая ответственность целиком и полностью на русскую сторону, которая «совершила большой прорыв фронта и не оповестила об этом американцев. Мы не ошиблись, мы нанесли удар по цели!»

Может быть, объяснения Кара могли иметь смысл, будь Ниш неким селом, а не вторым по величине городом Сербии. К тому же Ниш американцам был хорошо известен. С 20 октября 1943 г. американская авиация произвела 16 массированных налетов на город, известный со времен Римской империи. Жесточайший налет пришелся на предпасхальную Великую субботу (Сербия — страна православная) 15 апреля 1944 г. Тогда в Нише погибло 700 мирных жителей (в два последующих дня американцы бомбили Белград, погибло 2000 человек, еще 7000 получили ранения). Почему все крупные города Сербии и Черногории в войну подверглись систематическим налетам авиации союзников, американцы не объяснили до сих пор. И почему даже после освобождения от немцев, Ниш почти месяц спустя оставался для американской авиации объектом удара?

Как же американцы наказали полковника Эдвинсона? В должности командира 82-й истребительной группы Эдвинсон оставался до 22 ноября, после чего его отправили домой в Америку. В январе 1945 г. он стал заместителем командира авиабазы Блютентал-Филд, Северная Каролина, а вскоре — и ее командиром. После нескольких командных должностей, в мае 1946 г. он опять вернулся в Европу, в Германию, командиром 366-й истребительной группы на авиабазе Фритцлар. В дальнейшем карьерный рост Эдвинсона продолжался, в отставку он вышел генералом. Не служит ли такое «наказание» человека, назначенного виновником трагедии, доказательством того, что человек этот просто выполнял поставленную задачу? Истина скрывается, скорее всего, даже не военных архивах, а в архивах спецслужб.

В связи со всем вышесказанным можно предположить наличие связи трагедии под Нишем с недовольством западных союзников появлением в Югославии частей Красной Армии. Темп наступления Красной Армии на Балканах удивлял как немцев, так и союзников на Западе...

Nish44cm008.jpg

Оглавление