Потери в бою 7 ноября 1944 г. район г. Ниш |
||||
Тип |
Борт |
Эскадрилья |
Летчик |
Судьба |
P-38L-1-LO |
44-24035 (service no O-715462) |
95th FS, 305th FW, 82nd FG, 15AF |
2/L.t. Brewer, Philip |
Погиб (MACR9694) |
P-38J-15-LO |
43-28662 (service no O-715478) |
95th FS, 305th FW, 82nd FG, 15AF |
2/L.t Coulson, Eidon |
Погиб (MACR9696) |
P-38L-1-LO |
44-24392 |
96th FS, 305th FW 82nd FG, 15AF |
Captain King, Charles |
Тяжело ранен (MACR 9695) |
Як-9М |
2715396 |
866-й ИАП 288-й ИАД 17-й ВА |
мл.л-т Виктор Васильевич Шипуля |
Погиб |
Як-9Т |
2415351 |
866-й ИАП 288-й ИАД 17-й ВА |
л-т Дмитрий Петрович Кривоногих |
Погиб |
Як-9Т |
1215370 |
866-й ИАП 288-й ИАД 17-й ВА |
л-т Жестовский |
Ранен |
MACR—Missing Air Crew Report—официальный документ, составляемый после гибели или ранения летчика при выполнении боевого задания. В MACR указываются должность, звание, имя и фамилия летчика, тип самолета и его серийный номер (а также серийный номер двигателя или двигателей), район гибели и ранения летчика.
В тот роковой день, согласно рапорту, составленному 25 ноября американским штабом в Казерти, перед 82-й группой стояла задача нарушить перевозки германских войск по авто- и железным дорогам на участке Сьеница — Нови Пазар — Рашка — Митровица, то есть на удалении 95-150 км от Ниша. «Полковник Эдвинсон встретил крупный населенный пункт, который он принял за Нови Пазар... После проявления пленок фотокинопулемета, видно, что обстрелу подверглось другая дорога — на удалении 72 км от цели, что соответствует 10 минутам полета». Интересно, что в американской документации (MACR) местом падения первого сбитого «Лайтнинга» названа Сьеница (местечко в то время контролировали германские войска и мусульманская милиция), удаленная на 152 км от действительного места падения истребителя. Еще больше сомнений в достоверность американских документов вносит свидетельство летчика Бориса Смирнова. В своих мемуарах Смирнов написал, что на найденной в обломках «Лайтнинга» карте целью действительно был обозначен Ниш!
Американский штаб продолжает: «Эдвинсон сразу опознал самолеты как советские, но не успел собрать свои силы и за это время были сбиты еще один «Лайтнинг» и два, три или больше Яков. Во время сбора группы, к самолету Эдвинсона приблизился один Як, после чего идентификацию была подтверждена. Эдвинсон отдал приказ о выходе из боя».
Американцы в своей депеше, направленной в Москву 25 ноября отмечают, что советские самолеты «справедливо напали на американскую эскадрилью», а командир «Лайтнингов» отстранен от должности. Полковника Степана Никифоровича Кузнецова также сняли с должности командира 866-го ИАП 29 ноября 1944 г. После прояснения обстоятельств инцидента под Нишем, он получил назначение заместителем командира дивизии в венгерском Кишкунлацхазу.
Командующий американскими войсками на Средиземноморском ТВД генерал Вильсон выразил сожаления о произошедшем и принес свои извинения за трагедию. Особой похвалы удостоился летчик Колдунов, „проявивший исключительную храбрость и установивший контакт с американскими самолетами, благодаря чему бой был прекращен." Извинения принес также и генерал Аира С. Икер, командовавший всеми ВВС союзников на Средиземноморье.
Виновником ошибки в определении координат цели сделали полковника Эдвинсона (это летчика-то с налетом 4000 часов!). По возвращении в Фоджу каждый летчик должен был написать объяснительную. «Русские хотели скальп Эдвинсона... Требовали его расстрела!» — писал, к примеру, Кар, возлагая ответственность целиком и полностью на русскую сторону, которая «совершила большой прорыв фронта и не оповестила об этом американцев. Мы не ошиблись, мы нанесли удар по цели!»
Может быть, объяснения Кара могли иметь смысл, будь Ниш неким селом, а не вторым по величине городом Сербии. К тому же Ниш американцам был хорошо известен. С 20 октября 1943 г. американская авиация произвела 16 массированных налетов на город, известный со времен Римской империи. Жесточайший налет пришелся на предпасхальную Великую субботу (Сербия — страна православная) 15 апреля 1944 г. Тогда в Нише погибло 700 мирных жителей (в два последующих дня американцы бомбили Белград, погибло 2000 человек, еще 7000 получили ранения). Почему все крупные города Сербии и Черногории в войну подверглись систематическим налетам авиации союзников, американцы не объяснили до сих пор. И почему даже после освобождения от немцев, Ниш почти месяц спустя оставался для американской авиации объектом удара?
Как же американцы наказали полковника Эдвинсона? В должности командира 82-й истребительной группы Эдвинсон оставался до 22 ноября, после чего его отправили домой в Америку. В январе 1945 г. он стал заместителем командира авиабазы Блютентал-Филд, Северная Каролина, а вскоре — и ее командиром. После нескольких командных должностей, в мае 1946 г. он опять вернулся в Европу, в Германию, командиром 366-й истребительной группы на авиабазе Фритцлар. В дальнейшем карьерный рост Эдвинсона продолжался, в отставку он вышел генералом. Не служит ли такое «наказание» человека, назначенного виновником трагедии, доказательством того, что человек этот просто выполнял поставленную задачу? Истина скрывается, скорее всего, даже не военных архивах, а в архивах спецслужб.
В связи со всем вышесказанным можно предположить наличие связи трагедии под Нишем с недовольством западных союзников появлением в Югославии частей Красной Армии. Темп наступления Красной Армии на Балканах удивлял как немцев, так и союзников на Западе...