Оглавление

Nish44cm005.jpg Nish44cm006.jpg

Согласно советским данным, было сбито три Яка, еще один получил повреждения. Российские источники не говорят о причиненном ущербе и количестве погибших на аэродроме Ниш. Помимо командира корпуса генерала Котова, при штурмовке американцами автоколонны погибло еще 34 солдата и офицера 6-го гвардейского корпуса, 37 человек получили ранения. После ноябрьского инцидента 288-ю ИАД спешно перевооружили новейшими истребителями Як-3.

Югославские источники дают еще некоторые интересные детали. По данным бывшего директора Музея авиации Югославии профессора Чедомира Янича, первыми с аэродрома Ниш взлетели Як-3 из 659-го ИАП. Так как Янич не вспоминает 866-й ИАП, идентификация полка возможно ошибочна с учетом того, что оба полка входили в состав 288-й ИАД. Точно это можно установить только по Журналу боевых действий 659-го ИАП, который автору на сегодня не доступен.

Политический комиссар аэродрома Ниш Йока Дрецун, очевидец воздушного боя, приписывает Якам семь побед (братская симпатия к русским?). В то же время Дрецун подтверждает, что американцы сбили три Яка. По свидетельству инженера завода «Утва» Драгослава Димича, среди погибших была и одна девушка-летчица, студентка из Москвы, которая квартировалась у родителей Димича. Ни имени девушки, ни места, где она погибла, история не сохранила.

Тела американцев и красноармейцев захоронили недалеко от аэродрома Ниш, над могилой воздвигли пирамиду. В настоящее время точное место захоронения неизвестно. Возможно, тела погибших были перезахоронены. В мае 2012 г. Сербию посетила делегация министерства обороны США с намерением прояснить судьбу 18 погибших в Сербии в годы Второй мировой войны летчиков. В этом списке значилось и имя Филипа Бруера. Не исключено, что могила Бруера находится где-то в районе Крушевца.

Место захоронения советских летчиков и бойцов 6-го стрелкового корпуса неизвестно. Останки генерала Котова перезахоронены на Аллее Славы в Одессе.

Зачем же так, союзники?

Как уже упоминалось выше, американцы должны были атаковать колонны германских войск. Из-за нарушения сообщения на стратегических авто и железных дорог, ведущих через долины рек Южная и Великая Моравы к Белграду и дальше к границе с Венгрией, вермахт был вынужден отступать из Греции дорогами Южной Сербии. В этих районах гитлеровские войска всегда могли рассчитывать на поддержку местного албанского и мусульманского населения, но свободный проход постоянно сужался под натиском частей НОАЮ и Красной Армии. Ежедневно колонны германских войск подвергались ударам с воздуха.

С сентября 1944 г. в небе Югославии действовали четыре эскадрильи НОАЮ, а также части ВВС Великобритании и США, авиация Красной Армии. Бороться с таким противником германской и хорватской авиации становилось тяжелее день ото дня. В ноябре 1944 г. германский 4-й воздушный флот (656 самолетов) из-за проблем на Восточном фронте действовал только над севером Сербии. «Zrakoplovstvo nezavisne drzave Hrvatske» (ВВС Хорватии) были сконцентрированы в западных районах Югославии. Таким образом, колонны германских войск в Косове от ударов с воздуха прикрывать было некому (к чему тогда выделять группу воздушного прикрытия для ударных «лайтнингов»? Прим. редактора).

В многочисленных западных публикациях ответственность за трагедию под Нишем возлагается на русских, которые не оповестили американцев о «прорыве, который был осуществлен днем раньше на глубину 100 км», что на самом деле является не более чем измышлениями. Ниш был освобожден 14 октября, а путь до Алексинца вел еще глубже в уже ранее очищенную от противника территорию.

Nish44cm007.jpg

Оглавление