ИТАЛИЯ - США
ПРОГРАММА МНОГОЦЕЛЕВОГО САМОЛЕТА MC-27J
Итальянские фирмы «Аления Аэрмакки» и «АТК» объявили о том, что в ближайшее время начнутся испытания тактического многоцелевого самолета, созданного на базе легкого ВТС C-27J «Спартан», получившего индекс MC-27J. В зависимости от установленного на его борту комплекта целевой нагрузки, самолет сможет решать задачи воздушного командного пункта, ретранслятора или самолета огневой поддержки («Ганшип»). Работы по программе MC-27J проводятся с учетом потребностей Сил специального назначения (SOCOM) США.
Самолет MC-27J должен нести быстросменный, выполненный на стандартизованных грузовых паллетах, комплект с оборудованием воздушного наблюдения, разведки и слежения (ISR), или комплект оборудования огневой поддержки, включающий 30-мм автоматическую пушку GAU-23 «Бушмастер», а также систему управления огнем, включающую оптико-электронную и тепловизионную аппаратуру. Орудие, как и на американских самолетах семейства АС-130, будет установлено в левом борту фюзеляжа под углом 90° к направлению полета в проеме левой задней грузовой двери. Монтаж орудия должен производиться менее чем за четыре часа. Для ведения огня могут использоваться все типы 30-мм снарядов НАТО, а также новейшие боеприпасы Super 40. Сообщалось, что в перспективе, помимо пушечного вооружения, самолет может оснащаться ракетами AGM-114 «Хеллфайр» и ПУ с 70-мм ракетами.
Первоначально работы над вариантом самолета огневой поддержки, выполненным на базе C-27J «Спартан» и известным под названием AC-27J «Стингер» II, начались в 2008 г. по заказу американцев. Дело в том, что ВТС C-27J тогда стали поступать на вооружение ВВС США. Самолет AC-27J «Стингер» II предназначался для Сил специального назначения U.S. Air Force Special Operations Command (AFSOC) и создавался в рамках концепции АС-ХХ (замена самолетов типа АС-130 на более легкую и дешевую платформу). В общей сложности, командование AFSOC планировало закупить 16 самолетов АС-ХХ.
Рисунок самолета Аления Аэрмакки MC-27J в варианте штурмовика типа «Ганшип»
AC-27J «Стингер» II должен был нести 30-мм или 40-мм автоматическую пушку, а также высокоточные боеприпасы типа Viper Strike. На авиабазу ВВС США «Эглин» (шт. Флорида), в исследовательскую лабораторию ВВС США, даже был направлен один C-27J для установки на него артиллерийского вооружения.
Однако в мае 2009 г., после сокращения общего заказа ВВС США на самолеты C-27J, программа AC-27J была прекращена. Задел по ней, вероятнее всего, и был использован в программе многоцелевого самолета MC-27J, презентация которого состоялась на международной выставке в Фарнборо в июле прошлого года.
По оценкам специалистов «Аления Аэрмакки» и АТК, в течение ближайших 20 лет различным странам мира может быть поставлено приблизительно 50 самолетов MC-27J. Самолет может использоваться в войнах ограниченной интенсивности как средство непосредственной поддержки войск, а также для патрулирования государственной границы и для борьбы с морским пиратством. Поставка новых самолетов MC-27J заказчику может быть начата через два года после подписания контракта, а доработка уже имеющихся в строю самолетов C-27J в вариант MC-27J займет не более 12 месяцев.
Исходный ВТС C-27J был разработан международным консорциумом LMATTS (Lockheed Martin Alenia Tactical Transport Systems). Его первый полёт состоялся в 1999 г., а строевая эксплуатация началась в 2006 г. Стоимость одного серийного C-27J составляет 53 млн. долл.
В настоящее время ВТС C-27J «Спартан» состоит на вооружении:
- Австралии (в мае 2012 г. был подписан контракт на поставку 10 самолетов C-27J);
- Болгарии (3 самолета);
- Греции (8);
- Италии (12);
- Литвы (3);
- Марокко (4);
- Мексики (заказаны 4 самолета);
- Румынии (2);
Самым крупным заказчиком самолета C-27J являются США: по состоянию на 2012 г. был заказан, в общей сложности, 21 самолет этого типа (из них 12 уже было поставлено, четыре проходили испытания, а пять находились в производстве). Первоначально командование ВВС США намеревалось заказать 145 C-27J, однако в 2009 г. заказ был сокращен до 38 единиц, а в начале 2012 г. программа вообще была закрыта из-за намерения МО США снизить суммарные оборонные расходы.
Самолет C-27J оснащен двумя ТВД Роллс-Ройс AE2100-D2A (2x4640 л.с.) и может перевозить до 11500 кг груза или 60 пехотинцев с полной экипировкой. Максимальная взлетная масса самолета - 30500 кг, максимальная скорость — 602 км/ч, дальность полета с 6000 кг груза - 4260 км, а перегоночная дальность - 6000 км.