Оглавление

В носовой части вертолета установлена 30-мм пушка, которую дополняют неуправляемые ракеты. Для поражения воздушных целей с Z-10, в Китае разработана новая легкая ракета «воздух-воздух» PL-90, пусковые устройства которой крепятся на законцовках крыла.

Приблизительно в середине 2007 г. испытания завершились и было решено начать серийное производство. Первые серийные машины НОАК получила в конце 2007 года. Освоение нового вертолета шло в течение 2008-2009 годах. Сначала вертолет Z-10 поступил на вооружение 5-го полка армейской авиации, базирующегося на аэродроме Нандзинг-Тушан. В начале 2010 года поступили сообщения о начале полномасштабного серийного производства Z-10, а в декабре 2010 года вертолет уже был принят на вооружение.

News13008.jpg

Пара вертолетов Z-10 ведет огонь НУРС на учениях НОАК

Появление полноценного боевого вертолета означает качественно новый этап развития китайских ВВС. Даже недостаточная мощность двигателей WZ-9 не является серьезным недостатком машины, так как в разработке уже находится двигатель WZ-16 мощностью почти в полтора раза больше, чем WZ-9. Двигатель создается совместно с французской «Турбомекой» для нового вертолета Avicopter AC352 (бывшего Z-15) на основе двигателя «Ardiden», который уже рассматривался в качестве возможной альтернативы для Пратт-Уитни РТ6С-67Е. Так что проблем с установкой на Z-10 быть не должно.

На данный момент вертолет Z-10 уже активно участвует в боевой учебе частей НОАК.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ИСТРЕБИТЕЛЯ 5-го ПОКОЛЕНИЯ ШЕНЬЯН J-31

Сообщается, что 31 октября 2012 г. успешно совершил первый испытательный полет с заводского аэродрома в г. Шеньян (провинция Ляонин) новый китайский истребитель пятого поколения, известный под обозначением Шеньян J-31 (встречается также название J-21). Самолет находился в воздухе около 10 минут. Шасси во время полета не убиралось.

Информация об испытаниях нового истребителя носит неофициальный характер. Каких-либо подтверждений о начале летных испытаний нового истребителя из источников, связанных с правительством или МО КНР, пока не поступало. Китайские независимые СМИ подчеркивают в этой связи, что КНР сегодня стала второй, после США, державой, разрабатывающей сразу два типа истребителей 5-го поколения — тяжелый J-20 и легкий J-31.

Судя по изображениям новой машины, самолет J-31 своими геометрическими размерами и конфигурацией планера весьма напоминает американский малозаметный истребитель Локхид Мартин F-35 «Лайтнинг» II, отличаясь от него двухдвигательной силовой установкой. Это самолет средних (для современного истребителя) размеров и массы, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением. Длина самолета, по оценкам, составляет 16-17 м, а размах крыла - приблизительно 10 м. Значительная часть средств поражения

истребителя будет размещаться в двух больших грузоотсеках, сформированных в нижней части фюзеляжа. Сообщается, что на первом опытном самолете установлены российские двигатели РД-93 (2 х 8300 кгс), которыми оснащаются также серийные легкие истребители JF-17 совместной китайско-пакистанской разработки. Однако серийные самолеты J-31, по-видимому, будут оснащены ТРДДФ китайского производства Гуйчжоу WS-13 (8640 кгс), которые находятся на стадии внедрения в серийное производство. Сопла двигателей имеют круглое сечение. По мнению наблюдателей, система УВТ на первом опытном самолете J-31 отсутствует (хотя не исключено ее применение на серийных самолетах).

News13009.jpg

J-31 в полете

News13010.jpg

Проектный вид J-31 в варианте палубного истребителя

В целом, самолет выполнен с учетом требований по значительному снижению радиолокационной заметности. Он имеет фюзеляж и боковые нерегулируемые воздухозаборники, похожие на американский F-35.

Предполагается, что будет создан палубный вариант истребителя, позволяющий использовать самолет и на китайских авианосцах, первый из которых, «Ляонин» (бывший советский ТАВКР «Варяг»), принят в состав ВМС НОАК в конце сентября 2012 г. По словам китайского военного эксперта Лю Цзыцзюня, «в предстоящие 20 лет КНР может построить от трех до пяти авианосцев. К тому времени истребитель J-15 (нелицензионная копия российского Су-27К) уже будет считаться устаревшим, а палубный J-31 может оказаться вполне подходящим типом перспективного самолета для ВМС НОАК».

Примечательно, что уже во второй раз КНР проводит испытания принципиально новых боевых самолетов в период обострения отношений с другими странами. Отмечается, что первый полет истребителя J-31 прошел в момент затянувшегося территориального спора между КНР и Японией вокруг островов Дяоюйдао в Восточно-Китайском море.

Оглавление