Сроки эксплуатации огневых средств ПРО постоянно продлеваются и уже находятся за рамками гарантийного срока эксплуатации. Построение зенитной ракетной обороны не эшелонировано, носит очаговый, объектовый характер. При этом группировки зенитных ракетных войск мирного времени не способны обеспечить полное прикрытие объектов Вооруженных Сил, экономики и инфраструктуры от ударов с воздуха.
Все это подтверждает необходимость противопоставить системе воздушно-космического нападения вероятного противника эффективно действующую систему воздушно-космической обороны России, в особенности её авиационную составляющую, способную к отражению воздушных и космических ударов по стратегическим объектам. В нынешних условиях крайне важной представляется выработка нестандартных мер по оптимизации военных расходов, использование которых позволит парировать эти угрозы при затрате гораздо меньших экономических и финансовых усилий.
На взгляд многих военных экспертов, одним из таких эффективных факторов, способных значительно расширить диапазон боевого применения российской военной авиации и закрыть «бреши» воздушно-космической границы страны, может стать возобновление производства модернизированных типов самолёта МиГ-31. Этот всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия в его новейших версиях по своим тактико-техническим параметрам до сих пор превосходит и в ближайшие 10 лет будет превосходить современные зарубежные аналоги.
Особенно это актуально для создания в России высокоэффективной системы ВКО, способной к оперативному и всенаправленному перехвату гиперзвуковых летательных аппаратов, уничтожению орбитальных и суборбитальных космических аппаратов противника. Такое решение может обеспечить поставку в Вооруженные Силы России уникального, не имеющего аналогов боевого авиационного комплекса для выполнения задач ВКО, в относительно короткий период времени.
Как отмечают специалисты, испытываемые в настоящее время истребитель СУ-35, а также самолёт пятого поколения ПАК ФА (Т-50) менее эффективны в выполнении этих специфических задач. К тому же, по самым оптимистичным прогнозам, их серийное производство в достаточном для Вооружённых сил России количестве возможно не ранее 2020 г.
Однако производство самолёта МиГ-31 в настоящее время фактически прекращено, а в ближайшем будущем планируется ликвидация технологической и иной инфраструктуры, необходимой для возобновления работ. При этом в качестве главной причины прекращения производства МИГ-31 называлось отсутствие двигателей Д-30Ф6, разработанных специально для этого самолёта конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель» и выпускавшихся Пермским моторным заводом.
Учитывая важность этого вопроса и мнение экспертов о крайней необходимости МИГов для повышения боеспособности военной авиации ВКО страны, проведена дополнительная проверка полученной информации. Были проведены выезды на предприятия ОПК, задействованные в модернизации и ремонте самолетов данного типа и двигателей к ним (авиастроительный завод «Сокол» и Правдинский радиозавод в Нижегородской области, КБ «Авиадвигатель» и Пермский моторный завод в Пермском крае), провели ряд встреч с лётчиками, учёными, конструкторами и военными экспертами.
В результате выяснилось, что данные об отсутствии двигателей для МИГ-31 не соответствуют действительности. На Пермском моторном заводе, авиаремонтных заводах и в войсковых частях хранится около 1000 таких двигателей, которые после соответствующей доработки и ремонта могут быть установлены на боевых самолетах. Таким образом, наличие и техническое состояние двигателей Д-30Ф6 позволяет обеспечить модернизацию и производство достаточного количества самолетов этого типа с обеспечением предусмотренного техническими параметрами эксплуатационного ресурса на срок не менее 20 лет. На авиастроительных предприятиях сохранились производственные мощности, технологическая инфраструктура, кадровый состав опытных специалистов и документация, необходимые для возобновления работ по производству и модернизации самолётов. По мнению экспертов, это более чем на треть снизит производственные затраты.
В связи с изложенным особую актуальность приобретает решение вопроса о включении работ по производству самолетов МИГ-31 в Государственную программу вооружения и выделении необходимых финансовых средств.