Однако МиГ-21Р и RF-5E являлись концептуально разными самолетами. Микояновский разведчик имел ярко выраженные истребительные корни: на начальном этапе эксплуатации в Югославии самолет чаще использовался как истребитель (70% выполняемых заданий были «истребительными», в том числе и задачи обеспечения отдыха товарища Тито на Ядранском море). Американский же разведчик претендовал скорее на выполнение бомбардировочных задач, и, хотя самолет обладал отменной маневренностью, отсутствие РЛС не позволяло эффективно использовать его как истребитель (вооружение для самообороны включало две УР «Сайдуиндер» и одну 20-мм пушку с боекомплектом 280 патронов). Достоинством американской машины являлось наличие большого количества аппаратуры активной и пассивной защиты. Недостатки системы защиты МиГа югославские летчики впоследствии ощутили на своей шкуре - два МиГ-21Р (б/н 26109 и 26111) в 1991 - 1992 годах, во время Гражданской войны, были сбиты ПЗРК «Стрела-2М».
Югославам самолет представил летчик Даглас И. Корелл (погиб в 1988 г. при выполнении демонстрационного полета на F-20). Хамзич в своем полете выполнил фотосъемку десятка различных объектов с разных высот различными камерами и их комбинациями, различными способами. Результаты впечатлили, но это, впрочем, неудивительно: разведывательное оборудование было на 10 лет моложе оборудования советских МиГ-21Р и на 25 лет моложе американских RT-33A, состоявших в то время на вооружении югославских ВВС.
«Десятки аэрофотоснимков и сотни метров пленки вместе с подробной документацией о самолете, его модификации и оборудовании в одном огромном чемодане доставили в Югославии и передали по назначению».
Первый прототип RF-5E среди индонезийских F-5E/F «Tiger» II (фото Northrop Grumman Corporation)
Первичный анализ проводился в Авиационном техническом институте (Ваздухопловни технички институт) Жарково.
«Начальник авиационно-технической службы ВВС и ПВО СФРЮ генерал Златко Рендулич заявил на заседании военно-технического совета Генерального штаба ЮНА: «О самолете F-5 знаем больше, чем о МиГ-21, который состоит у нас на вооружении уже почти 20 лет!» Генерал сделал такое заявление после ознакомления с документацией, упакованной американцами в тот самый огромный чемодан».
Все было совершенно иначе, чем в марте — июне 1968 г., когда четыре югославских летчика и десять техников в Краснодаре проходили переучивание на МиГ-21Р. Тогда все было «секретно». Очевидно, американцы знали о советской «концепции» и постарались продемонстрировать радикально иной подход.
«Мы имели возможность спрашивать о чем угодно и на всякий вопрос получали ответ. Ничего или почти ничего не являлось тайной. Американцы никогда не колебались с ответами, даже на секунду, отвечали на любые вопросы. Рассказывали о том, о чем не спрашивали. Так, один из представителей фирмы рассказал мне о типах активных и пассивных радиотехнических средствах зашиты, которые могли быть установлены на самолет. Одобрил бы или нет конгресс США продажу Югославии суперсовременных (и секретных) систем - это совсем иное дело, но мы узнали о возможностях использования RF-5E! Пребывание в Испытательном центре ВВС США и NASA, на авиабазе Эдвардс, не носило туристического характера, но нам никто не запрещал свободно перемещаться, смотреть налево и направо... нас даже предупреждали - не пропустите того или этого... А на базе Эдвардс просто глаза разбегались. База выглядела одновременно и как музей авиации и как декорация к фантастическим фильмам. Видел несколько «Тандерджетов», TV-2, F-86Е, даже В-70 «Валькирию», В-1 и один совершенно мне незнакомый аппарат, на мой взгляд, даже более интересный, чем В-2: это был «Шаттл» на Боинге 747».
Интересной представлялась не только «военно-туристическая» деятельность. Югославы получили возможность прикоснуться к «американскому образу жизни» от Аризоны до Калифорнии и Нью-Йорка. Не исполненным осталось одно-единственное желание Хамзича - «прокатиться» верхом на механическом мустанге. Хозяева предложили этот аттракцион отложить до следующего раза: случись травма... и полетов «нема ништа»! Гости быстро поняли, что стоимость их трехнедельного «отпуска» в США примерно равноценна денежному довольствию за пять лет службы! Тоже показатель того, насколько американцам было важно возобновить поставки своих самолетов в Югославию. Югославы тогда не ничего не знали о состоявшихся несколькими годами ранее оценочных испытаниях трофейных F-5E в СССР и Польше.