После долгого перерыва экипажи стали выполнять перехваты парами и в составе отряда из четырех самолетов (максимальная взлетная масса МиГ-31 составляет 45 т. Такой самолет официально именуется «кораблем», соответственно, четыре корабля — не звено, как у других истребителей, а отряд). Выяснилось, что отрегулированная должным образом АПД работает великолепно, автоматическая передача целей от перехватчика к перехватчику функционирует, РЛС способна обнаруживать и брать на сопровождение цели, в том числе и на фоне земли, согласно паспортным данным. Ничего странного в этом вроде бы нет. На самом деле, между заявленными данными и реальными, даже в идеальных условиях, очень часто бывает дистанция огромного размера. За примером далеко ходить не надо — подавляющее большинство летчиков МиГ-29 и Су-27 видели нашлемные прицелы только на картинках, в то время как любой человек, мало-мальски интересующийся авиацией, одним из достоинств этих великолепных, без иронии, истребителей назовет систему управления вооружением с использованием нашлемного прицела!
Неоднократно МиГ-31 на учениях преподносил сюрпризы: для одних приятные, для других — не очень. При отработке отражения удара Су-24, летевших на большой скорости и малой высоте, бомбардировщики не смог обнаружить ни один наземный радиолокатор. А вот МиГ-31-е цели обнаружили, частью условно «сбили», частью «передали» зенитно-ракетным коллегам. На учениях в Астрахани имитировалась атака пары МиГ-31 самолета ДРЛОиУ, который прикрывала пара истребителей. За «АВАКС» подыгрывал Ан-12, а в роли F-15 выступали МиГ-29, которые пилотировали очень опытные летчики. Ни «АВАКС», ни МиГи просто не заметили атаки. Все три цели «условно» уничтожили на предельной дальности пуска Р-33 — идеальный пример использования перехватчика по предназначению. В случае отлаженной РЛС «Заслон» дальние воздушные бои МиГ-31 с истребителями 4-го поколения боями-то назвать сложно — результат известен априори.
В то же время, «4-е поколение» потихоньку уходит в историю. В ВВС появились более совершенные самолеты, оснащенные, в том числе, новой аппаратурой РЭБ. Бои с такими машинами тоже проводились, причем строевыми экипажами. Результат — опять в пользу 31-х, хотя, штурманам пришлось помучиться, отстраивая прицелы от помех, да и дальность взятия цели на сопровождение уменьшилась. Маневренный бой для МиГ-31 — не тема. Тем не менее, некоторые шансы не только выжить в таком бою, но даже выиграть его у МиГ-31 есть. Опытный летчик 31-го вполне способен оторваться от севшего на хвост Су-27 за счет выхода на сверхзвук в наборе высоты — «сушка» банально отстанет и не факт, что успеет пустить ракеты. Тут уместно вспомнить о PR. МиГ-31 на авиашоу демонстрируют только на стоянках (исключение — проход в плотном строю отряда на авиашоу в честь 100-летия ВВС России). Дескать, а чего неманевренный «утюг» показать может? Оказывается, может. Проход на малой высоте и скорости порядка 800 км/ч с последующим выполнением горки на форсаже по визуально-акустическому воздействию на зрителей легко даст фору «кружевам» истребителей с ОВТ!
Подвеска УР Р-33 на МиГ-31 |
МиГ-31 и самоходный зенитный комплекс «Панцирь» |
На страже неба Камчатки