ТУРЦИЯ
Не осталась равнодушной к Ми-17 и Турция. Еще в 1993 году Главное командование войск жандармерии МВД Турции подписало контракт на закупку 19 вертолетов Ми-17-1В производства Казанского вертолетного завода. Поставка была осуществлена компанией «Росвооружение» лишь два года спустя: все это время утрясалась схема финансирования и приемки вертолетов, причем 15 из них были выполнены в десантно-транспортном варианте, два - в транспортном, а два - в варианте летающего госпиталя. Жандармерия заплатила за каждую машину 3,4 миллиона долл. при двухлетней гарантии.
Модернизированные турецкой электронной фирмой «Аселсан» вертолеты получили обозначение Ми-17-1ВА (А - Аселсан). Модернизация была проведена без согласования с разработчиком, на что изначально указывало «Росвооружение». У турок быстро возникли проблемы с запасными частями к Ми-17 и с качественным ремонтом техники.
В 2002 г. Анкара заключила договор с ОАО КНПП «Вертолеты Ми», которое предложило Турции провести ремонт 19 вертолетов. По мнению же «Рособоронэкспорта», «Вертолеты Ми» не имели права участвовать в турецком тендере, поскольку это являлось нарушением федерального закона о военно-техническом сотрудничестве, ибо правом самостоятельной внешнеэкономической деятельности в области ВТС могут обладать только те предприятия, более 50% акций которых принадлежит государству. Казанское НПП «Вертолеты Ми» до 1992 года было филиалом Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля (МВЗ), затем было приватизировано. Учредители ОАО - физические лица, основная часть которых работает на предприятии. Лишь около 21 % акций ОАО принадлежало государству. Первую группу Ми-17 доставили в Россию в 2004 г., но из-за проблем с финансированием работу не выполнили. Турция пыталась вернуть четыре вертолета, подав в суд на «Вертолеты Ми» и его субподрядчиков.
Ми-17 турецкой жандармерии
В 2007 г. один турецкий Ми-17 разбился При выполнении вынужденной посадки на авторотации машина опрокинулась набок и загорелась. Пострадали 14 человек. После этой катастрофы все полеты турецких Ми-17 приостановили.
В 2009 г. состоялись переговоры с российской компанией «Оборонпром» на предмет возвращения четырех Ми-17 и ремонта еще 14 вертолетов. «Оборонпром» обещал вернуть четыре турецкие машины, которые к этому времени были на хранении авиаремонтного завода «СПАРК» в Санкт-Петербурге.
Скандал с ремонтом вертолетов крайне негативно отразился на российско-турецком военном сотрудничестве — шансов на победу в тендере на боевой вертолет для вооруженных сил Турции у российского Ми-28НЭ почти не осталось. Возможная закупка боевых вертолетов стала козырной картой Турции на переговорах по поводу сопровождения эксплуатации Ми-17. Необходимо отметить, что победителем тендера признали российский Ка-50-2 «Эрдоган» (с израильским БРЭО), но затем по политическим причинам результаты конкурса аннулировали.
Соглашение с «Оборонпромом» удалось подписать 6 мая 2010 г. («Оборонпром» — главный подрядчик, НАРЗ (Новосибирский авиаремонтный завод) и СПАРК (St. Petersburg Aircraft Repair Company ) — субподрядчики). Девять вертолетов уже отремонтированы, ремонт еще девяти должен был завершиться в минувшем году.
Турецкие Ми-17 вместе с вертолетами S-71 "Блэк хок"
Подробная информация по ремонту и модернизации вертолетов не разглашается, так как Турция традиционно большое внимание уделяет вопросам секретности. Опубликованы лишь фотографии прошедших ремонт двух турецких вертолетов (модернизированные машины получили обозначение Ми-17-1В). Обе машины окрашены в пустынный камуфляж, на вертолетах установлены ЭВУ и станции постановки активных тепловых помех. Возможно, изменен интерьер кабины с целью использования вертолетов для эвакуации раненых.
По неофициальной информации, турецкие Ми-17 использовались для нанесения бомбовых ударов по курдским повстанцам, а также применялись в составе ограниченного контингента турецких войск в Афганистане.
Последние годы российские вертолеты стали частыми «гостями» в Турции: Ми-8МТ/АМТ и Ка-32 принимали участие в гуманитарных операциях на территории Турции, в тушении лесных пожаров. Ожидается, что Турция в ближнесрочной перспективе примет решение о закупке очередной партии вертолетов Ми-17.
Известные регистрационные номера вертолетов Ми-17-1В жандармерии Турции:
Бортовой номер |
Заводской номер |
Начало эксплуатации |
J792M01 |
792М01 |
1995 |
J-1702 |
792М02 |
1995 |
J792M03 |
792М03 |
1995 |
J792M04 |
792М04 |
1995 |
J792M05 |
792М05 |
1995 |
J792M06 |
792М06 |
1995 |
J792M07 |
792М07 |
1995 |
J792M08 |
792М08 |
1995 |
J792M09 |
792М09 |
1995 |
J792M10 |
792М10 |
1995 |
J792M11 |
792М11 |
1995 |
J792M12 |
792М12 |
1995 |
J792M13 |
792М13 |
1995 |
J792M14 |
792М14 |
1995 |
J792M15 |
792М15 |
1995 |
J792M16 |
792М16 |
1995 |
J792M17 |
792М17 |
1995 |
J792M18 |
792М18 |
1995 |
J792M19 |
792М19 |
1995 |