Оглавление

ТУРЦИЯ

Не осталась равнодушной к Ми-17 и Турция. Еще в 1993 году Главное командование войск жандармерии МВД Турции подписало контракт на закупку 19 вертолетов Ми-17-1В производства Казанского вертолетного завода. Поставка была осуществлена компанией «Росвооружение» лишь два года спустя: все это время утрясалась схема финансирования и приемки вертолетов, причем 15 из них были выполнены в десантно-транспортном варианте, два - в транспортном, а два - в варианте летающего госпиталя. Жандармерия заплатила за каждую машину 3,4 миллиона долл. при двухлетней гарантии.

Модернизированные турецкой электронной фирмой «Аселсан» вертолеты получили обозначение Ми-17-1ВА (А - Аселсан). Модернизация была проведена без согласования с разработчиком, на что изначально указывало «Росвооружение». У турок быстро возникли проблемы с запасными частями к Ми-17 и с качественным ремонтом техники.

В 2002 г. Анкара заключила договор с ОАО КНПП «Вертолеты Ми», которое предложило Турции провести ремонт 19 вертолетов. По мнению же «Рособоронэкспорта», «Вертолеты Ми» не имели права участвовать в турецком тендере, поскольку это являлось нарушением федерального закона о военно-техническом сотрудничестве, ибо правом самостоятельной внешнеэкономической деятельности в области ВТС могут обладать только те предприятия, более 50% акций которых принадлежит государству. Казанское НПП «Вертолеты Ми» до 1992 года было филиалом Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля (МВЗ), затем было приватизировано. Учредители ОАО - физические лица, основная часть которых работает на предприятии. Лишь около 21 % акций ОАО принадлежало государству. Первую группу Ми-17 доставили в Россию в 2004 г., но из-за проблем с финансированием работу не выполнили. Турция пыталась вернуть четыре вертолета, подав в суд на «Вертолеты Ми» и его субподрядчиков.

Mi8Balk069.jpg

Ми-17 турецкой жандармерии

В 2007 г. один турецкий Ми-17 разбился При выполнении вынужденной посадки на авторотации машина опрокинулась набок и загорелась. Пострадали 14 человек. После этой катастрофы все полеты турецких Ми-17 приостановили.

В 2009 г. состоялись переговоры с российской компанией «Оборонпром» на предмет возвращения четырех Ми-17 и ремонта еще 14 вертолетов. «Оборонпром» обещал вернуть четыре турецкие машины, которые к этому времени были на хранении авиаремонтного завода «СПАРК» в Санкт-Петербурге.

Скандал с ремонтом вертолетов крайне негативно отразился на российско-турецком военном сотрудничестве — шансов на победу в тендере на боевой вертолет для вооруженных сил Турции у российского Ми-28НЭ почти не осталось. Возможная закупка боевых вертолетов стала козырной картой Турции на переговорах по поводу сопровождения эксплуатации Ми-17. Необходимо отметить, что победителем тендера признали российский Ка-50-2 «Эрдоган» (с израильским БРЭО), но затем по политическим причинам результаты конкурса аннулировали.

Соглашение с «Оборонпромом» удалось подписать 6 мая 2010 г. («Оборонпром» — главный подрядчик, НАРЗ (Новосибирский авиаремонтный завод) и СПАРК (St. Petersburg Aircraft Repair Company ) — субподрядчики). Девять вертолетов уже отремонтированы, ремонт еще девяти должен был завершиться в минувшем году.

Mi8Balk070.jpg

Турецкие Ми-17 вместе с вертолетами S-71 "Блэк хок"

Подробная информация по ремонту и модернизации вертолетов не разглашается, так как Турция традиционно большое внимание уделяет вопросам секретности. Опубликованы лишь фотографии прошедших ремонт двух турецких вертолетов (модернизированные машины получили обозначение Ми-17-1В). Обе машины окрашены в пустынный камуфляж, на вертолетах установлены ЭВУ и станции постановки активных тепловых помех. Возможно, изменен интерьер кабины с целью использования вертолетов для эвакуации раненых.

По неофициальной информации, турецкие Ми-17 использовались для нанесения бомбовых ударов по курдским повстанцам, а также применялись в составе ограниченного контингента турецких войск в Афганистане.

Последние годы российские вертолеты стали частыми «гостями» в Турции: Ми-8МТ/АМТ и Ка-32 принимали участие в гуманитарных операциях на территории Турции, в тушении лесных пожаров. Ожидается, что Турция в ближнесрочной перспективе примет решение о закупке очередной партии вертолетов Ми-17.

Известные регистрационные номера вертолетов Ми-17-1В жандармерии Турции:

Бортовой номер

Заводской номер

Начало эксплуатации

J792M01

792М01

1995

J-1702

792М02

1995

J792M03

792М03

1995

J792M04

792М04

1995

J792M05

792М05

1995

J792M06

792М06

1995

J792M07

792М07

1995

J792M08

792М08

1995

J792M09

792М09

1995

J792M10

792М10

1995

J792M11

792М11

1995

J792M12

792М12

1995

J792M13

792М13

1995

J792M14

792М14

1995

J792M15

792М15

1995

J792M16

792М16

1995

J792M17

792М17

1995

J792M18

792М18

1995

J792M19

792М19

1995

Оглавление