МИРНОЕ НЕБО «ВОСЬМЕРОК»
Война завершилась в 1995 г. подписанием Дейтонского соглашения, по которому Боснию и Герцоговину разделили на две юридические части: Республику Сербску (49% территории) и Федерацию БиГ (51% территории). Оба образования имели собственные вооруженные силы, но в 2004 г. под давлением НАТО было сформировано первое единое министерство обороны, а в 2005 г. создали общие вооруженные силы, хотя это и шло вразрез с условиями мирного договора. В январе 2007 г. ВВС бывших образований объединили в формирование бригадного уровня, получившее наименование ВСиПВО ОСБиХ/ ZSiPZO OSBiH. В состав ВСиПВО ОСБиХ вошли два вертолетных «сквадрона» (американское влияние прослеживается даже в терминологии — славянское название «ескадрила» больше не используется). 1-й вертолетный сквадрон дислоцирован на аэродроме Маховляны под Баня-Лукой, 2-й вертолетный сквадрон базируется на аэродроме Райловац близ Сараево.
Ми-8МТВ-1 вооруженных сип Федерации Боснии и Герцеговины на учениях НАТО «Taiming the Dragon» в Хорватии. Далмация, 2007г. (фото NATO Gallery)
Министерство обороны БиГ заключило 18 декабря 2006 г. контракт на сумму 2,9 млн. долл. с «Укрспецэкспортом» на капитальный ремонт и модернизацию пяти вертолетов (два МТВ-1, один Ми-17 и два Ми-8Т), обучение четырех летчиков, двух техников и девяти борттехников. Три вертолета бывшей армии Федерации, 1803, 2814 и 1804 стали А-2605, А-2604 и A-2603/T9-HAG, а два Ми-8Т бывших ВРС сменили бортовые номера 12272 и 12369 на А-2601 и А-2602. На заводе в Конотопе на всех вертолетах (кроме А-2602) установили метео-РЛС американского производства, радио- и навигационное оборудование стандартов НАТО, очки ночного видения и цветные индикаторы. Ми-17 доработали в вертолет для VIP перевозок, оборудовали салоном класса люкс с туалетом; машина получила гражданскую регистрацию T9-HAG. В июне 2008 г. вертолеты вернули в сквадроны. Обстоятельства с ремонтом не так прозрачны, как его представляют: по слухам в озере Бугулич была найдена документация на капитальный ремонт этих вертолетов с нареканиями на качество выполнения работ.
Еще два вертолета (Ми-8МТВ-1 и Ми-8Т, в настоящее время А-2607 и А-2609) также прошли ремонт на Украине, но на Севастопольском авиационном предприятии. Вертолеты направили на ремонт в августе 2010 г., а в июне 2011 г. отремонтированные «восьмерки» приняла комиссия министерства обороны БиГ, после чего вертолеты передали в сквадроны. Эксплуатация вертолетов ОСБиХ полностью зависит от помощи США. Тот факт, что зимой 2012 г. вертолеты оказались прикованными к земле объясняется непоставкой американцами смазки для зимнего режима работы, хотя стоимость смазки составляла всего 61 000 долларов. Борт А-2605 (зав. Номер 96061) в снежную бурю 2 февраля 2012 г. разбился под Калиновкой, никто из находившихся на борту не пострадал, но вертолет пришлось списать. Количество пригодных для полетов вертолетов сократилось до шести: три Ми-8Т в Маховлянах, два Ми-8МТВ-1 и один салон Ми-17 в Райловаце. Ремонта ожидают А-1802 (зав. Номер 96105) и двойник А-2601 (зав. Номер 10990).
Эксплуатируемые ВСиПВО ОСБиХ вертолеты семейства Ми-8 |
||||
Борт |
Тип |
Заводской номер |
Примечание |
Базирование |
А-2601 |
Ми-8Т |
Бывший 12272 |
Маховляны | |
А-2602 |
Ми-8Т |
10993 |
Бывший 12369 |
Маховяны |
А-2603/ T9-HAG |
Ми-17 VIP |
223М108 |
Бывший VF-1804 |
Райловац |
А-2604 |
Ми-8МТВ-1 |
95935 |
Бывший VF-2814 |
Райловац |
А-2607 |
МИ-8МТВ-1 |
95967 |
Бывший VF-2815 |
Райловац |
А-2609 |
Ми-8Т |
|
Маховляны |
Ми-17VIP