Оглавление

Mi8Balk009.jpg

Экспериментальная камуфляжная окраска Ми-8Т Югославской народной армии (архив Петара Пана, My City Militar)

Mi8Balk010.jpg Mi8Balk011.jpg

Власти в Загребе объявили федеральную армию агрессором. Единичные нападения на городки ЮНА переросли в войну. Постепенно из осажденных гарнизонов и аэродромов (Плесо, Лучко, Земуник, Пула, Дивулье) вывозилось техника и оборудование, а туда были направлены десантники для организации обороны. Порой эвакуация была сопряжена с опасностью, поэтому работу вертолетов Ми-8 обеспечивала истребительно-бомбардировочная авиация. Главным недостатком вертолетного парка ЮНА являлось ограничения по ночным полетам. Очки ночного видения западного производства испытывались в Авиационном испытательном центре в конце 80-х годов, но массово они не закупались.

Вертолеты применялись, также, для спасения семей офицеров, не сумевших попасть на аэродромы. Существовала опасность похищения или взятия семей в заложники.

Капитан Горан Милекич на „восьмерке" с б/н 12271 попал 22 сентября 1991 г. в ловушку в районе Сиска. Этот вертолет формально стал первым Ми-8 ВВС Хорватии. 4 октября 1991 г. под Славонским Бродом был сбит Ми-8 б/н 12245, капитан Зоран Латкович и семеро пассажиров погибли. 30 октября тяжелые повреждения получил Ми-8, все-таки сумевший выполнить полет на гидробазу Дивулье. Особо важное значение приобрели поисково-спасательные операции. В экипажи поисково-спасательных вертолетов, помимо летчиков, включались десантники 63-й бригады. Вертолеты распределили по разным аэродромам, где они находились в готовности к вылету на поиск сбитых летчиков. Все поисково-спасательные Ми-8 оборудовали лебедками для подъема людей, в проеме грузовой двери установили пулемет. На случай проведения спасательной операции в море на вертолете имелись акваланги и надувная лодка. 15 ноября 1991 года в окрестностях Сплита был сбит югославский истребитель-бомбардировщик J-21 «Ястреб», летчик которого катапультировался - представился случай проверить эффективность поисково-спасательной службы. Хорваты устроили засаду. Вертолет в районе места падения встретили огнем восьми 88-мм зениток. Эти трофейные германские орудия состояли на вооружении ЮНА со времен окончания II мировой войны. Стрельба точностью не отличалась. Артиллерийский огонь был замечен с эсминца «Сплит» ВМС Югославии. У командира эсминца запросили помощи, но ее не получили. Командир вертолета продолжил выполнение задания на свой страх и риск. Летчик «Ястреба» находился в холодной воде уже долгое время, когда увидел вертолет. Тем не менее, пилот сумел подать сигнал, обозначив себя. Сигнал увидели и хорваты. По летчику открыла огонь береговая артиллерия, но ее подавила успевшая буквально в последний момент пара истребителей-бомбардировщиков ВВС Югославии.

Вывод частей ЮНА из Хорватии начался 18 ноября 1991 г. Сербская милиция Краины получила от ЮНА несколько вертолетов, в том числе Ми-8Т б/н 12272. Вертолеты перекрасили в синий и белый цвета милиции, а рядом с опознавательным знаком милиции Краины нанесли изображение флага СФРЮ в качестве символа желания Краины остаться в составе Югославии. В начале 1992 г. началось кипение и в боснийском „котле". В районе Мостара 14 февраля 1992 г. разбилась „восьмерка". Важнейшая операция с участием югославских Ми-8 была проведена в апреле 1992 г., когда из казарм в Чаплине (Герцеговина) удалось эвакуировать 200 военнослужащих ЮНА и гражданских лиц. Казармы осаждали совместные формирования хорватов и мусульман. Операцию 23 апреля провела боевая группа в составе летчиков ВВС Югославии и парашютистов 63-й парашютно-десантной бригады. В операции приняли участие девять Ми-8 (790-я транспортная вертолетная эскадрилья), но посадку выполнили восемь вертолетов — на девятом находилось командование операцией и 12 десантников, готовых оказать помощь, если какой-нибудь из восьми вертолетов будет сбит. Экипаж каждого вертолета состоял из двух летчиков и борттехника, все — добровольцы. По вертолетам распределили 28 десантников. 12 парашютистов, как отмечено выше, находилось на командирской машине. В остальных вертолетах было по два десантника: один пулеметчик и один, задачей которого являлась помощь эвакуируемым в посадке на борт. На стадии планирования операцию посчитали успешной в случае возвращения четырех вертолетов. Десанту предшествовал налет истребителей-бомбардировщиков на позиции противника и их обстрел артиллерией ЮНА. Авиация и артиллерия отработали очень точно - жертв среди своих не было. Вертолеты приземлились по периметру казармы, в которой две недели в осаде находилось 200 человек, военных и гражданских.

Оглавление