J-7FS
По оценкам китайских военных суммарная боевая эффективность J-7G при ведении ближнего маневренного воздушного боя возросла у нового самолета по сравнению с J-7II на 84%, боевой радиус действия на 60%, скороподъемность — на 24%. Взлетная дистанция снизилась на 30%, а посадочная — на 28%. За счет улучшения эргономики кабины была уменьшена нагрузка на летчика. Повысились также эксплуатационные характеристики истребителя, увеличился ресурс его планера и силовой установки.
Для морской авиации Китая был разработан самолет J-7EH, созданный на базе истребителя J-7E и оснащенный двумя противокорабельными ракетам типа С-802. Однако ограниченные возможности БРЛС (неизвестно, какую именно станцию установили китайцы в носовой конус этой машины, однако, скорее всего, это все та же SY-80) не позволили J-7EH действовать автономно: он должен был получать целеуказание с других самолетов (например, Y-8X или SH-5), вертолетов или с кораблей. Какая-либо информация о закупках самолетов J-7EH флотом КНР отсутствует.
В 2008 г. серийное производство истребителей типа J-7 (вероятно — вариантов J-7G или J-7G2) все еще продолжалось. И это несмотря на освоение в Китае выпуска значительно более современных самолетов типа J-10 и FC-1. Вероятно, военное руководство КНР привлекали в МиГ-21его простота, высокая степень освоенности в серийном производстве и эксплуатации, низкая закупочная и эксплуатационная стоимость, сочетающаяся с высокими характеристиками самолета в роли легкого фронтового истребителя. Большое значение имел и тот факт, что J-7 являлся «чисто китайским самолетом»: все его комплектующие (возможно, за небольшим исключением, касающимся радиоэлектронного оборудования) производились на китайских предприятиях, чего нельзя было сказать о J-10 и FC-1, которые являлись, все же, частично российскими авиационными комплексами.
Таким образом, при наличии в составе НОАК значительно более мощных машин Су-27, Су-30МКК, J-10 и J-8II, модернизированный J-7 продолжал удерживать нишу легкого боевого самолета, дополняя более дорогостоящие и менее массовые самолеты.
Однако в 2012 г., по сообщению зарубежных СМИ, все же начался процесс постепенного снятия с вооружения самолетов типа J-7. Самолеты этого типа передаются учебно-тренировочным подразделениям ВВС НОАК, а оставшиеся в строю — переводятся на второстепенные стратегические направления, где вероятность встречи с современными боевыми самолетами потенциальных противников меньше.
Отдельной темой являются учебно-боевые самолеты, созданные на базе истребителей типа J-7. Первым таким ЛА стал двухместный JJ-7, являющийся, практически, полной копией советского МиГ-21У. Проект самолета был выполнен (точнее, «воспроизведен») в конструкторском бюро в Гуанчжоу, а серийная постройка УБС осуществлялась с 1981 г. на авиационном заводе, расположенном в этом же городе (сегодня это GAIC — Guizhou Aviation Industry Group).
JJ-7
Появившийся несколько позже JJ-7I являлся китайским эквивалентом УБС МиГ-21УС с катапультными креслами «Тип-Н» китайского производства. Было построено небольшое число самолетов JJ-7I, которые позже переоборудовали в JJ-7II (последние отличались авионикой, поставленной фирмой «Рокуэлл Коллинз»).
На базе J-7 строились многочисленные экспериментальные самолеты и самолеты — летающие лаборатории. Так, экспериментальный J-7FS, совершивший первый полет в 1998 г., был создан в рамках программы исследования возможных путей модернизации истребителей типа J-7. Ставилась цель изучить варианты увеличения размеров зеркала РЛС истребителя при минимально возможных изменениях конструкции его планера. На самолете J-7FS был применен нерегулируемый воздухозаборник нового типа, придавший носовой части машины некоторое подобие «носу» американского палубного истребителя F-8 «Крусейдер». На J-7FS был установлен и более мощный двигатель WP-13IIS, а также реализован ряд других усовершенствований. Было изготовлено два самолета этого типа, переоборудованных из серийных J-7II.
Дальнейшим развитием J-7FS стал самолет J-7MF с прямоугольным подфюзеляжным нерегулируемым воздухозаборником, близким примененному на истребителе Еврофайтер EF2000 «Тайфун». Еще одной особенностью J-7MF явилось цельноповоротное переднее горизонтальное оперение. Однако эта машина, по-видимому, осталась лишь в макете и на бумаге.
Наконец, следует упомянуть и о том, что на базе истребителя J-7I (как, впрочем, и J-6) была предпринята попытка создать беспилотный летательный аппарат.
Говоря об истории самолета J-7, нельзя не отметить, что ранние модификации этой машины — J-7, J-7I и J-II — выпускались для НОАК на протяжении почти 20 лет в крайне незначительных количествах. Основная масса этих самолетов (и их модификаций) шла зарубежным партнерам Китая. Сейчас трудно судить об экономической выгоде от этих поставок, но их политическая цель была очевидна: КНР не только укрепляла военную мощь своих (не очень многочисленных в то время) друзей и формировала прокитайские венные элиты, но и создавала представление о себе как о стране с мощной экономикой, способной производить в требуемых количествах пусть и не лучшее, но вполне современное оружие.