Оглавление

Параллельно с затянувшимися попытками приобрести палубные самолеты у России, Китай начал работы и по воспроизведению истребителя Су-27К собственными силами, опираясь на опыт, полученный в ходе работ по теме J-11В. В рамках этих работ на Украине еще в 2001 г. (по другим данным — в 2005 г.) был приобретен один из прототипов Су-27К — опытный самолет Т10К-03, ранее находившийся в испытательном и учебном центре «Нитка» (г. Саки, Крым). По неофициальным сообщениям, столь длительное «воспроизведение» Китаем российского ЛА, имеющего большое конструкционное сходство с серийно выпускаемыми в КНР самолетами типа J-11 (Су-27), объясняется проблемами, связанными с освоением механизма складывающегося крыла палубных истребителей.

Китайские СМИ, со ссылкой на представителей авиационной промышленности страны, утверждают, что J-15 не является прямой копией самолета Т10К-03, а представляет, скорее, созданную с использованием отдельных элементов этой машины модификацию истребителя J-11В, получившую, в частности, ПГО, тормозной гак и ряд других элементов палубного самолета.

В то же время в самой КНР информация о создании самолета J-15 была встречена не однозначно. Так, на форуме популярного китайского интернет-сайта China-Defense.com развернулась оживленная дискуссия по теме нового палубного истребителя. При этом часть участников форума явно разочарована тем, что китайский палубный самолет оказался почти полной копией российского Су-27К, разработанного еще в 1980-е гг. (характерное высказывание: «судя по всему, китайские КБ погрузились в спячку»). Выражается мнение, что проявление столь откровенного плагиата еще больше осложнит отношения КНР с Россией в области интеллектуальной собственности («интересно, как русские будут ворчать по этому поводу?»). Высказывается предположение, что появление J-15 может подтолкнуть Россию к прекращению поставок КНР двигателей АЛ-31Ф, что будет иметь самые негативные последствия для всей программы развития китайской военной авиации. В то же время на форуме отражено и противоположное мнение: «зачем изобретать велосипед, когда у Китая есть вся технология Су-27?».

Как бы то ни было, но к сентябрю 2012 г. в летных испытаниях участвовало, по данным СМИ, уже шесть самолетов типа J-15, получившего имя «Летающая акула». Наземная отработка взлета истребителя с палубы осуществляется в Центре CFTE (China Flight Test Establishment), расположенном на авиабазе Yan Liang недалеко от г. Сиань (Xian). На территории Центра сооружена взлетная рампа, по размерам и конфигурации аналогичная рампе, примененной на ТАВКР «Варяг». Сообщалось, что первая серия самолетов J-15 составит 16 единиц.

J-11013.jpg

 

В ходе достройки и модернизации на верфи в Даляне, на «Ляонине» были демонтированы пусковые установки противокорабельных крылатых ракет П-500 «Гранит», располагавшиеся ранее в носовой части корабля. Это позволило высвободить дополнительные объемы для формирования корабельных помещений.

Вместо шести 30-мм шестиствольных АУ АК-630, по проекту предусмотренных на «Варяге», китайский авианосец получил три 30-мм артиллерийских установки китайского производства «Тип 1130», являющиеся близким аналогом системы «Голкипер» (Нидерланды). Зенитно-ракетное вооружение «Ляонина» состоит теперь из трех восемнадцатизарядных пусковых установок ракет FL-3000N ближнего действия, оснащенных ТГС и имеющих дальность действия 6 км. В целом, по мнению специалистов, оборонительное китайского вооружение корабля выглядит относительно ослабленным по сравнению с первоначальным проектом «Варяга» и ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Стандартное авиационное крыло «Ляонина» должно включать 30 истребителей J-15, а также до 24 вертолетов Z-8 и Ка-31. Взлет самолетов осуществляется с использованием трамплина, а посадка — на аэрофинишеры.

Корабль имеет стандартное водоизмещение 55000 т, полное водоизмещение 67500 т, длину по полетной палубе 304,5 м, максимальную ширину полетной палубы 75 м, ширину по корпусу 38 м и осадку 10,5 м. Котло-турбинная ГЭУ суммарной мощностью 200000 л.с. приводит во вращение четыре винта постоянного шага и обеспечивает авианосцу скорость полного хода 32 узла (по другим данным — 29 узлов). Расчетная дальность плавания «Ляонина» полным ходом составляет 7230 км. Экипаж корабля — 1960 человек (их них 626 человек из состава авиационного крыла).

J-11014.jpg

Общий вид китайского комплекса подготовки летчиков палубной авиации на авиабазе «Янь Лиань»

J-11015.jpg

J-15

Оглавление