Десанту требовались боеприпасы, стрелковое оружие, средства связи, продукты питания, медикаменты, медицинский инструментарий. Сбрасывать грузы надо было в особой таре - коробах и мешках, соединенных с парашютами. Тара тоже разрабатывалась в Осконбюро. Короба для хрупких грузов проверяли оригинальным способом, загружая в них электрическими лампочками.
Связь между отрядами десантников предполагалось вести с помощью полевых телефонов. Но прокладку линий Гроховский предложил тоже невиданным еще способом. Катушка с телефонным проводом размещалась на самолете. В заданном месте сбрасывался контейнер на парашюте, в котором находился телефон. Начиналось разматывание провода. Катушка вмещала провод длиной от пяти до 30 километров. В конечном пункте сбрасывался другой телефонный аппарат, а если было необходимо, то выпрыгивал с парашютом и телефонист, который сразу же налаживал связь.
Любопытно, что планировалось десантировать также и собак-подрывников. Четвероногие диверсанты несли на себе пакет со взрывчаткой - так называемое «боевое взрывседло». Животные находились в специальных контейнерах, которые раскрывались при соприкосновении с землей.
Собака (ее этому обучали заранее) находила объект, подлежащий уничтожению, и выдергивала зубами чеку. Взрывседло отделялось, одновременно включался часовой механизм. Время задержки позволяло собаке отбежать на безопасное расстояние от места взрыва. Опыты с собаками проводились неоднократно. Например, пес Рон, любимец Гроховского, семнадцать раз опускался в контейнере.
Появилась даже идея десантировать с парашютом... лошадей, чтобы затем использовать их для перевозок в тылу врага. Идея эта осталась неосуществленной. Автомашины были предпочтительнее.
Средством передвижения десантников могли стать также мотоциклы. Два мотоцикла, заключенные в особую раму и закрытые обтекателями, подвешивались под самолетом ТБ-1 и благополучно опускались на двухкупольном парашюте. Высокие стойки шасси туполевских бомбардировщиков позволяли крепить под самолетом также пушки, автомобили, танкетки и даже легкие танки.
Собака выбирается из контейнера после спуска на парашюте |
Парашют Гроховского для спуска тяжелой техники | Под огромным куполом спускается автомобиль "Форд" |
При сбросе тяжелой техники бывали, конечно, и аварийные случаи. Например, во время показа десантирования на Центральном аэродроме Гроховский решил спуститься, сидя в автомобиле, а затем лихо подъехать к трибуне, на которой находился Тухачевский и другие военачальники.
Узнав о таком намерении, Тухачевский охладил пыл руководителя КБ и тем спас ему жизнь. При спуске «форда» огромный парашют раскрылся не полностью, машина сильно ударилась о землю и, будь Гроховский в ее кабине, все наверняка закончилось бы катастрофой.
Легкие грузы сбрасывались обычным способом, при котором парашют раскрывался уже после отделения короба, мешка или бака с горючим. Автомобили, пушки, танкетки сбрасывать так было нельзя. Парашют не выдерживал динамического удара - при раскрытии купол разрывался.
Гроховский предложил новый метод, названный им методом срыва: сначала парашют раскрывался, а затем срывал груз, подвешенный к самолету. Мало кто верил, что это не приведет к аварии. Павел Игнатьевич и летчик Александр Анисимов провели испытания самовольно, не дожидаясь официального запрета. Гроховский всю ответственность взял на себя - и победил. Метод срыва и сейчас применяется при десантировании тяжелой техники.
Для разных грузов и парашюты требовались разные - от небольших, диаметром три метра, до огромных, диаметром 40 метров. Чтобы ослабить силу удара о землю, создавались специальные платформы с амортизаторами под ними.
Мечтой Гроховского был специальный десантный, или «безопасный» самолет. По его эскизам такую машину разработал конструктор Владимир Рентель. Самолет Г-37 имел фюзеляж в виде рамы, то есть состоящий из двух балок. Между стойками шасси крепилась кабина для десантников. В полете ее можно было отделить, и она вместе с людьми опускалась на землю под куполом парашюта.
Г-37 мог выполнять роль и пассажирского самолета. В случае аварии в воздухе отделяющаяся пассажирская кабина делала его более безопасным по сравнению с обычными самолетами.
Отделение кабины опробовали, но без людей. Идея спуска целой группы десантников в одной кабине казалась тогда настолько удивительной и опасной, что о серийном строительстве Г-37 не могло быть и речи. Но, пожалуй, самым необыкновенным изобретением Гроховского в области десантной техники был авиабус - аппарат для беспарашютного сбрасывания грузов и людей с бреющего полета.