Оглавление

Но возник и другой вопрос. Специальных транспортных самолетов, способных вместить большие группы десантников, тогда не существовало. Оставалось использовать для этой цели двухместные самолеты-разведчики Р-5 конструкции Поликарпова и бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 Туполева.

Для увеличения вместимости Гроховский предложил специальные люльки, подвешенные под крыльями самолета-носителя. Официально они назывались «автоматическими выбрасывателями красноармейцев». В каждой лежал десантник с парашютом. К биплану Р-5 крепилось всего четыре люльки. Зато к крыльям и фюзеляжу четырехмоторного гиганта ТБ-3 - целых шестнадцать.

В районе десантирования пилот поворачивал ручку бомбосбрасывателя, люльки одна за другой переворачивались, и лежащие в них десантники вываливались наружу. Парашют раскрывался автоматически, с помощью вытяжного шнура.

Жена Павла Игнатьевича вспоминала: «Я с ужасом думала о тех несчастных, которым придется лечь в эти люльки, и не знала, что через год сама буду участвовать в высадке первого парашютного десанта из этих «гробиков», как их шутя называли...»

Произошло это 14 июля 1931 года. Лидия Алексеевна рассказывала: «Мы стали укладываться в люльки. Под головой у меня - парашют, как жесткая подушка. Надо мной - крыло бомбовоза ТБ-1. Заревели моторы. Вихрь пронесся над люлькой. Это был мой первый полет, и все меня развлекало. Вот оторвались от земли, замелькали соседние постройки. Один круг, другой - все выше, выше. Я просунула голову между бортом люльки и крылом самолета и с интересом разглядывала землю. Из соседней люльки мне погрозили кулаком: убери, мол, голову, оторвет при опрокидывании!

Чувства — жутко сладостные. Скорее втянула голову и в ту же секунду очутилась в воздухе. Даже не заметила, как раскрылся парашют...»

Grohovsk002.jpg

Группа работников Осконбюро после прыжка из подвесных люлек. В кабине автомобиля — Павел Гроховский. Справа, вверху — его жена, Лидия Гроховская

Такой способ десантирования имел еще то преимущество, что позволял сбрасывать парашютистов практически одновременно, не рассеивая десант на большой площади.

И все же подвесные люльки Гроховского были забракованы — уж слишком неуютно, подавлено чувствовали себя бойцы, лежа в таком «автоматическом выбрасывателе». Был даже один смертельный случай, когда на учениях в Гатчине под Ленинградом разбился политрук Кузнецов.

Гроховский не сдавался. Вместо индивидуальных люлек в Осконбюро были созданы кабины, или клети, прикрепляемые под фюзеляжем бомбардировщика. Кабина вмещала 16 бойцов. Десантники по восемь человек садились верхом на две скамьи и по сигналу штурмана, двигаясь друг за другом, проваливались в открытые люки.

Была разработана и более вместительная кабина, рассчитанная на 35 десантников. Но и подвесные кабины просуществовали недолго. Они портили аэродинамику самолета, уменьшали его скорость, ухудшали маневренность.

Однако неутомимый Гроховский уже нашел другой способ транспортировки десантников - в планерах, буксируемых самолетами.

В 1932 году появился планер Г-63. Его главный конструктор Борис Урлапов вспоминал: «Работали мы, не обращая внимания на время. Когда начинала одолевать усталость, а особенно переутомлялись девушки-чертежницы, я, по совету Гроховского, устраивал минуты отдыха с танцами под патефон, с прослушиванием и пением старинных русских и цыганских романсов. Через месяц мы все окончательно уверились в том, что создается конструкция хотя и необычная, но, безусловно, реальная и нужная...»

Таких огромных планеров нигде в мире еще не существовало. Он поднимал в воздух 16 десантников, лежащих в толстых крыльях, и 500 килограммов груза. В качестве буксировщика использовался двухместный Р-5.

А в чертежах уже был готов еще более грандиозный планер - Г-64, вмещавший в своих крыльях до полсотни десантников. Планировалось, что буксировщиками для него послужат бомбардировщики.

Был создан и мотопланер. Он имел небольшой двигатель, поднимался в воздух тоже на буксире, а в небе, отцепившись, продолжал полет уже самостоятельно.

В те годы эти передовые идеи Гроховского не находили поддержки. Его десантные планеры так и остались опытными аппаратами. О них вспомнили лишь во время Великой Отечественной войны. Немало грузов тогда было доставлено нашим партизанам именно на десантных планерах...

Grohovsk004.jpg Grohovsk005.jpg

Под крыльями самолета Р-5 парашютные мешки

Сброс с самолета собаки-диверсанта

Оглавление