Оглавление

F-35news005.jpg

Второй F-35A из голландского заказа

Следующим получателем F-35 должны стать ВВС США, испытывающие настоятельную потребность в обновлении авиационного парка быстро стареющих истребителей и штурмовиков. «Первоначальной боевой готовности» со своими 12 F-35A ВВС США планируют достичь к декабрю 2016 г. При этом главным отличием от F-35B станет использование бортового матобеспечения Блок 31 — фактически отлаженной версии Блока 2В, установленной на новый компьютерный комплекс. Потребность настолько серьезная, что ВВС США являются одними из немногих из участников программы JSF, не сократившими в последнее время планируемых объемов закупок — 1763 F-35A. В отличие от Корпуса морской пехоты и флота США у ВВС «запасного варианта» нет. Правда, Конгресс немного другого мнения. В частности, долгосрочными планами закупок до 2030 г., рассматриваемыми конгрессом, предусматривается, что ВВС США получат только 770 F-35A вместо затребованных 1050. Зато к 2030 г. сохранятся 300 каких-то «модернизированных» F-16. Руководство ВВС США было шокировано и пока это заявление конгрессменов не комментирует.

Зато флот США сумел заметно отодвинуть сроки принятия своих F-35C на вооружение — вплоть до февраля 2019 г. Флот и раньше демонстрировал свою позицию по окончательной доводке истребителя: «Мы твердо знаем, что нам нужно: гак, дальность полета и полная боевая нагрузка». Как известно, с этими параметрами как раз и возникли проблемы. Использование внешней подвески возможно только с окончательной версией матобеспечения Блок 3F, которая может появиться на F-35 не раньше 2017 г. Интересно, что представители ВВС США официально отметили, что риск с задержкой отладки последней версии матобеспечения довольно высокий: «Отладки последних 15% программного кода займут гораздо больше 15% всего времени, отпущенного на тестирование».

F-35news006.jpg

Шлем «второго поколения» Gen 2

F-35news007.jpg

Взлет F-35B с коротким разбегом с палубы LHD-1 «Уосп»

Зыбкостью ситуации с палубным F-35C сейчас осторожно пытается воспользоваться фирма «Боинг», которая предлагает проект своего «Улучшенного Супер Хорнета». Представители фирмы отмечают, что практически единственным реальным преимуществом F-35C перед «Супер Хорнетом» является его скрытность от локаторов. Однако при определенной конфигурации внешней подвески и с носовых ракурсов радиолокационная заметность F/A-18E не выше, чем F-35. Использование разрабатываемого для «Улучшенного Супер Хорнета» контейнера с внутренним размещением вооружения сделает этот истребитель-бомбардировщик практически эквивалентным F-35 при выполнении задач «первого дня конфликта». При этом расширенный ассортимент вооружения и универсальность использования сделают доработанный F-18 гораздо более эффективным для задач «шестого и последующего дня конфликта» (то есть при переходе от подавления средств ПВО к оказанию непосредственной поддержки своих войск и изоляции района боевых действий).

Не удивительно, что в таких условиях флот США сумел настоять на начале поставок F-35C с уже отлаженным матобеспечением Блок 3F и с полностью доработанной нашлемной системой Gen 3. При этом, получив истребители в запланированной конфигурации, флот избавится от необходимости доработки самолетов, выпущенных в рамках ограниченного серийного производства (серии LRIP).

Установка сроков принятия на вооружение для видов войск США помимо всего прочего означает, что зарубежные партнеры смогут получить боеспособные F-35 в запланированной комплектации не ранее 2020 г. Это сильно меняет расклад сил на рынке боевой авиации. «Все это было хорошей идеей ТОГДА!». Когда зарубежные партнеры принимали решение об участии в программе JSR еще не было состоящих ныне на вооружении «Тайфуна» и «Рафаля», к тому же уже проверенных в боях. Даже сильно постаревший F-15 нашел свою нишу для конкурентной борьбы. Это когда-то JSF стоил (на бумаге) много меньше и планировался к поставкам в другие сроки. Теперь же корейцы сняли F-35 с участия в конкурсе на закупку 60 истребителей именно из-за превышения планируемой цены контракта в полтора раза, отдав предпочтение F-15 «Сайлент Игл».

Когда-то партнерам по программе JSF обещали участие в доле от прибыли при продаже 4000, 5000 и даже 6000 самолетов! Итальянцы совершенно добровольно построили даже завод по сборке F-35. Сейчас эти благие намерения используются для выкручивания рук: фирма «Локхид» предупредила, что если Италия и Австралия сократят свои заказы, то останутся без субконтрактных работ.

 (разрыв текста, прим. ВВС) заказов на F-35 могли бы компенсироваться экспортными контрактами.

Оглавление