Оглавление

Итак, группа из 60 «русито» (т.е. «русских испанцев») в составе которой был новоиспечённый лётчик-истребитель сержант А. Ариас, вернулась в Испанию в мае 1937 г. Все входившие в группу лётчики-истребители прошли полугодовой курс обучения на самолётах УТ-2, УТИ-4, И-15 и И-16 в Кировабадском лётном училище (А. Ариас пишет, что одним из его инструкторов в Кировабаде был будущий испытатель и Герой Советского Союза Степан Супрун). Большинство новоприбывших пилотов распределили по испанским эскадрильям И-15, а Ариас оказался в числе немногих, попавших в сформированную в июле 1937 г. 1-ю испанскую эскадрилью И-16. «Москасы» в эту эскадрилью поступили не новые — это были машины, на которых до этого уже изрядно повоевали советские лётчики. Все машины относились к типу 5 выпуска завода №21, по-видимому, из числа первой партии, прибывшей из СССР в Испанию в ноябре 1936 г. Самолёты прошли на испанских заводах средний или капитальный ремонт, в основном сводившийся к замене или переборке моторов М-25 и доработке бортов и сдвижных козырьков пилотской кабины. На первых порах 1-ой аэ «Москасов» командовали русские — Иван Девотченко (1902 г.р.; ст. лейтенант; в Испании с 20.08.1937 по 25.04.1938 г.; 30 боевых вылетов, по советским данным имел 1 лично сбитый CR.32; в Испании был ком. звена, эскадрильи и группы; за Испанию награждён двумя орденами Боевого Красного Знамени) и Николай Иванов (1914 г.р.; лейтенант; в Испании с 31.05.1937по 28.01.1938 г., по советским данным сбил 3 самолёта лично и 2 в составе звена, тип сбитых в документах не указан; в Испании был комэском; награждён орденами Ленина и Боевого Красного Знамени). Инженерами 1-ой аэ тоже были русские — Иван Прачик и Петр Маричев.

Arias_An004.jpg Arias_An005.jpg

Лейтенант республиканских ВВС А. Ариас. Снимок сделан летом 1937 г., вскоре после возвращения из СССР

В полёте пора республиканских И-16 тип 5. Газетный снимок 1937 г.

1-я аэ И-16 начала действовать с полевого аэродрома Каспе (интересно, что в имеющихся документах название этого аэродрома не прописано) на Арагонском фронте, после начала республиканского наступления на Сарагосу 24 августа 1937 г. Основными задачами «Москасов» было прикрытие И-15, P-Z и СБ, атаковавших наземные цели. По мемуарам Ариаса, свою первую победу он одержал в паре с Ивановым 2 сентября.

В тот день действительно имел место крупный воздушный бой, но между группой И-15 и франкистских истребителей. При этом был сбит И-15. А вот И-16 в тот день сопровождали СБ и вели бой с двумя десятками CR.32, но сбитых франкистских самолётов, да и никаких других потерь, кроме вышеупомянутого «Чатоса» в тот день вообще не зафиксировано. Впрочем, по документам, за день до этого, 1 сентября, на Арагонском фронте 31 республиканский И-15 и И-16 вели бой с 40 CR.32 и 15 Не-51. Республиканцы заявили об 11 сбитых CR.32 и 4 Не-51, свои потери составили 4 И-15 (3 сбиты, 1 скапотировал при посадке), но при этом погибло 6 республиканских лётчиков (возможно 2 пилота получили тяжёлые ранения и позже умерли в госпиталях — иного объяснения этой нестыковке придумать трудно), в том числе комэск И-15 Висенте Редондо Кастро. Потерь И-16 по документам не было. К какому из двух этих эпизодов отнести красочное описание из книги Ариаса, согласно которому он 2 сентября 1937 г. атаковал и, предположительно, сбил CR.32, но затем был атакован вторым «Фиатом» и уцелел только благодаря своевременной атаке Н. Иванова и X. Веласко — непонятно. Ариас пишет, что 2 сентября 1937 г. было сбито 11 CR.32 и Не 51 (отметим, что цифра 11 хорошо стыкуется с количеством сбитых по республиканским данным «Фиатов» 1 сентября 1937 г.), при этом, по его словам, свои потери составили 2 И-15 и 1 И-16. Причём в этом бою, якобы, погиб лётчик 1-й аэ «Москасов» по фамилии Эррера. Добавим, что с 1 по 19 сентября 1937 г. в имеющихся документах не зафиксировано ни потерянных И-16, ни их погибших пилотов.

Далее Ариас пишет о том, что после первых боевых вылетов на его «Москасе» забарахлил изношенный мотор, а потому он более двух недель летал на И-16 Н. Иванова. Между 2 и 30 сентября им, якобы, был сбит ещё один CR.32 (имеющимися документами не подтверждается), а 30 сентября в паре с Ивановым — трёхмоторный бомбардировщик (Ju 52 или SM.81), что тоже не подтверждается документами.

Следующий крупный бой, в котором участвовал Ариас, по его описанию, произошёл 14 октября 1937 г., когда группа итальянских самолётов пыталась атаковать аэродром Каспе. Она была встречена двумя эскадрильями И-16 и потеряв, как минимум, один бомбардировщик ретировалась.

Оглавление