Оглавление

Зеленую «Комету» приобрели французы , которые тоже использовали самолет для перевозки почты. Позже французы заказали фирме «Де Хэвилленд» еще один DH-88 (цвет, номера и иные подробности об этой машине неизвестны) Оба самолета были списаны на слом к началу Второй мировой войны (при этом в некоторых источниках говорится, что один из французских DH-88 сгорел во время немецкой бомбежки в 1940 г. — Прим. авт). Пятый экземпляр DH-88 был построен в 1935 г. специально для участия в различных гонках, но в первом же полете до Кейптауна разбился в Судане, экипаж спасся на парашютах. Французы после покупки DH-88 построили и два экземпляра своей копии «Кометы» — «Кодрон» С-460 «Тайфун», но с моторами «Рено» по 200 л.с. Максимальная скорость получилась всего 330 км/ч, т.е. хуже, чем у прототипа. Один самолет позже продали в Югославию, а второй, с именем собственным «Луи Блерио» без особого успеха поучаствовал в воздушном ралли Париж — Дамаск в августе 1937 г. В наши дни, как минимум, одна, или две новодельные реплики DH-88 летают в США.

Что касается экипажа черной «Кометы», то Джеймс Моллисон в 1936 г. слетал через Атлантику на одномоторной «Белланке» с результатом 13 ч 17 мин. Затем его пьянство приобрело хронический характер, и в 1938 г. они с Эми развелись. Их бракоразводный процесс длился более года и, как положено любому великосветскому мероприятию, сопровождался большим шумом и сплетнями. С 1940 г. Джеймс летал в RAF в качестве пилота транспортных самолетов и перегонщика. Единственным его достижением военных времен стал эпизод, когда в феврале 1943 г. пилотируемый им Авро «Энсон» (вторым пилотом была летчица Диана Уокер) с 12 пилотами-перегонщиками на борту был атакован и подожжен немецким Bf-110. Джеймс сумел посадить подбитый самолет так, что никто на борту не был даже ранен. Но на этом его летные подвиги закончились. С 1949 г. Дж. Моллисон владел пабом в Лондоне. В 1953 г. из-за пьянства его лишили пилотской лицензии. Через шесть лет он умер в лечебнице для алкоголиков.

Жизнь Эми Джонсон оказалась более короткой и не менее трагичной. После начала Второй мировой войны она стала пилотом женской вспомогательной службы RAF и занималась перегонкой самолетов с заводов во фронтовые части. 5 января 1941 г. пилотируемый Эми Эйрспид «Оксфорд» (по другим, более ранним данным, это был «Харрикейн». — Прим авт.) рухнул в воду над устьем Темзы. Официально считалось, что причиной смерти легендарной летчицы стал отказ матчасти. Но в 2003 г. были рассекречены документы, согласно которым Эми дала неверные позывные на запрос по радио с земли. После чего ее самолет, принятый за немецкий, был расстрелян английскими зенитными батареями. Летчица сумела покинуть самолет на парашюте, но у нее не было спасательного жилета и она утонула в ледяной январской воде. Спасательный катер подобрал из воды лишь парашют и некоторые предметы экипировки, позволившие идентифицировать личность.

Самолет Грэнвилл R-6H отремонтировали и вернули в Америку. В 1935—1936 гг. он участвовал в нескольких национальных гонках (каждый раз с новым владельцем), но каждый раз ломался на полпути. В 1938 г. его перекупил мексиканец Франсиско Сарабия и в 1939 г. совершил рекордный перелет из Мехико до Нью-Йорка (3780 км за 10 ч 47 мин), но на обратном пути самолет упал в реку Потомак, откуда был извлечен и передан в музей.

Итак, большие авиационные гонки сезона 1934 г. завершились. Кубки и призы были торжественно вручены, статьи и фотографии напечатаны в газетах и журналах, кинохроники смонтированы и показаны. На этом история «Мак-Робертсон Рэйс», как мероприятия заведомо одноразового, по идее, закончилась.

За результатами этой гонки пристально наблюдали авиастроители всего мира, втом числе и нашей страны. Впрочем, «широкая советская авиационная общественность» в 1934 г. уделяла гораздо больше внимания не каким-то «буржуйским гонкам» за презренные денежные призы, а тому, что именовалось «челюскинской эпопеей». Спасение группы полярников стало главным советским авиационным достижением на годы впереди, благодаря масштабной пропагандистской компании (одно только введение по такому случаю звания «Герой Советского Союза» чего стоит) затмило все прочие мировые авиационные достижения».

AnAuRa34058.jpg

Французский Кодрон С-460 «Тайфун», представлявший из себя копию «Кометы», участвовал в ралли Париж - Дамаск в августе 1937 г.

AnAuRa34059.jpg AnAuRa34060.jpg

«Салазар» — португальская «Комета» (бывшая «Черная магия»)

Восстановленный DH-88 на выставке в Фарнборо в сентябре 1988 г.

Оглавление