Грэнвилл R-6H
Зато никто не осмелился запретить поучаствовать в гонке американке ирландского происхождения — Жаклин Кохрэйн. Во многих книгах по истории авиации эту женщину именуют «известной летчицей 30-х годов», но в действительности дело обстояло не совсем так.
Первоначально она была гораздо больше известна в США как великосветская тусовщица, а в те годы увлечение авиацией в среде бомонда было не менее модным, чем конные состязания или парусные гонки. Поэтому в 1932 г. мисс Жаклин получила лицензию пилота-любителя и приняла участие в нескольких авиационно-рекордных акциях, используя их в основном для рекламы собственной косметической фирмы. А матчастью для этого хобби ее обеспечивал постоянный любовник — американский миллионер Г. Одлум. Не могла Кохрэйн пройти и мимо такого гламурного события, как гонка Мак-Робертсона. Причем заявленный первоначально от ее имени самолет «Нортроп «Гамма» (№30) она разбила в первом же сдаточном полете на аэродроме фирмы. После такого конфуза ее «спонсору» пришлось еще раз раскошелиться и вообще перекупить другой заявленный на гонку самолет — «Грэнвилл» R-6H (№46)! Его владельцем был Клайд Пенгборн*.
У механиков R-6H всегда было полно хлопот с его мотором |
Жаклин Кохрейн и Уэсли Смит |
По требованию покупателя этот самолет, потомок знаменитого «летающего бочонка» фирмы «Джи-Би», был снабжен вторым комплектом органов управления, чтобы им мог рулить специально нанятый профессиональный пилот-гонщик Уэсли Смит, имевший налет свыше 12000 ч. А «известной летчице» предстояло сидеть в кабине в основном «для мебели». Интересно, что в разных источниках цвет этого самолета описывается как темно-красный, темно-синий и даже темно-зеленый. Может быть, «летающая косметичка» перекрашивала его каждую неделю?
При этом, как ни крути, но самолетов, подходящих для скоростного полета по такому дальнему и сложному маршруту британская авиапромышленность в те годы просто не выпускала. Положение практически спас сэр Джеффри де Хэвилленд, владелец одноименной фирмы, предложивший по-быстрому разработать и построить несколько экземпляров совершенно нового скоростного «почтовика». За основу был взят проект распространенного пассажирского биплана DH-89 «Дрэгон Рапид», у которого «ампутировали» верхнее крыло и до предела обжали фюзеляж, так что вместо пассажирского салона осталась лишь узкая двухместная кабина наподобие истребительной. А еще на самолете установили простейшую систему уборки шасси. Полезная нагрузка самолета была практически «никакой», а вот скорость (максимальная — 381 км/ч, крейсерская — 354 км/ч), по которой новый «курьер» превосходил практически все истребители того времени, действительно впечатляла.
Так и появился знаменитый впоследствии самолет DH-88 «Комета», который фирма согласилась, в рекламно-патриотических целях, продавать за «очень смешные деньги» — по 5000 фунтов за штуку, что, якобы, составляло малую часть себестоимости. Но и на таких «льготных» условиях нашлись спонсоры-заказчики только на три экземпляра самолета (похоже, хитрая фирма «Де Хэвилленд» сильно преувеличила степень своего патриотизма и все-таки взяла за «Кометы» их полную стоимость. Ведь в том же 1934 г. новенький серийный DH-89 продавался за 3750 фунтов без учета отделки интерьера пассажирского салона. Вряд ли постройка DH-88 обошлась намного дороже — ведь вся его разработка велась параллельно тому же DH-89, даже без изготовления экспериментальных прототипов. — Прим. авт.).
Первая из «Комет» досталась супругам Джеймсу и Эмили Моллисон — чете авиационных спортсменов из британского высшего общества. Еще до замужества Эми Джонсон совершила в 1930 г. на самолете DH-60 перелет из Англии в Австралию, а в 1932 г. на DH-80 — в Японию (через Москву) и на юг Африки, чем привела в восторг англичан, полагавших, что подобные деяния недоступны представительницам слабого пола. Король Георг V даже сделал ее кавалером «Ордена Британской империи» 2-й степени. Через два года, в июне 1933 г., «Вондерфул Эмми» вышла замуж за летчика-спортсмена Джеймса Моллисона. В то время он был известен как самый молодой летчик-инструктор центрального летного училища RAF, а позже, как инструктор аэроклуба и пилот австралийских авиалиний. В высшем обществе Дж. Моллисон имел репутацию плейбоя, авантюриста и любителя «заложить за воротник».
* Продав свой «Грэнвилл», Пенгборн сразу же записался «вторым номером» в экипаж Роско Тернера на «Боинг»-247D» и, как показал дальнейший ход событий, не прогадал. Правда, устроители тонки попытались «наехать» и на Тернера, но тот поднял такой шум в штатовской прессе, что Королевский аэроклуб пошел на попятную и допустил его к участию.