Рисунки А. Шепса
100 лет тому назад в нашей стране были созданы первые в мире многомоторные самолеты - прообразы большинства современных авиалайнеров, тяжелых транспортных самолетов и дальних бомбардировщиков.
А ведь минуло всего десять лет со дня первого полета человека на самолете. И хотя в течение первого десятилетия развития авиации самолеты стали намного надежнее и совершеннее по конструкции, грузоподъемностью и дальностью полета они похвастать, по-прежнему, не могли.
Успех или неудача того или иного летательного аппарата на заре авиации практически полностью зависели от инженерной интуиции его создателя. Точных методов расчета подъемной силы крыла, лобового сопротивления конструкции и тяги воздушных винтов не существовало. Игорь Сикорский стал первым в мире авиационным конструктором, решившимся на создание тяжелого многомоторного самолета с большой дальностью полета. Итогом этой работы стал знаменитый «Илья Муромец».
Безусловно, читатели журнала «Авиация и космонавтика» достаточно хорошо знают об этом крылатом гиганте. Участию самолетов «Илья Муромец» в боях Первой мировой войны был посвящен специальный выпуск журнала в 1995 г. Но сегодня, отмечая столетие первого полета «Ильи Муромца», хотелось бы вкратце еще раз вспомнить историю этого самолета.
Постройка невиданного ранее тяжелого самолета велась зимой 1912-1913 гг. на Русско-Балтийском заводе. Первоначально гиганта, получившего название «Балтийский - Гранд», оснастили двумя двигателями «Аргус» мощностью по 100 л.с.
В носовой части фюзеляжа «Гранда» была оборудована просторная закрытая многоместная кабина. Летчики располагались в передней ее части бок о бок и имели спаренные круглые штурвалы, более напоминавшие автомобильные рулевые колеса. Пассажиры пользовались невероятным по тем временам комфортом: в закрытой от ветра и непогоды кабине длиной почти 6 м и высотой более 1,8 м, они могли наслаждаться видами земли через огромные окна, сидя в удобных плетеных креслах. При использовании самолета в качестве разведчика наблюдатель мог работать на большом носовом балконе, используя оптическую трубу, фотографический аппарат и мощный прожектор.
13 мая 1913 г. «Балтийский - Гранд» под управлением своего создателя совершил первый полет с Комендантского аэродрома в Петербурге. Сикорский сразу понял, что мощности двух «Аргусов» для нормального полета «Гранда» явно недостаточно. Для решения этой проблемы самолет был дооснащен еще двумя такими же моторами. Вняв увещеваниям критиков, протестовавших против размещения моторов вдали от плоскости симметрии самолета, Сикорский разместил вначале два дополнительных мотора за первой парой, оснастив их толкающими винтами. В таком виде «Гранд» стал летать вполне уверенно с полной загрузкой. Его взлетный вес достигал 4200 кг - фантастический для того времени результат.
Не пожелав мириться с потерями тяги задних двигателей, пропеллеры которых работали в зоне возмущений, вызываемых закрученными струями от передних винтов, Сикорский решил установить все четыре двигателя в ряд на передней кромке нижнего крыла. Эта схема расположения впоследствии стала классической для всех тяжелых многомоторных самолетов.
И.И. Сикорский у самолета «Илья Муромец»