В такое состояние пришел уникальный лайнер в «лихие» 1990-е гг.
ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
По мере приближения открытия, появилась еще одна задача: оформить экспозицию. Самолет сам по себе красив и интересен, но его показ нужно уметь грамотно преподнести. В нашем случае эта работа легла на хрупкие женские плечи. Усилиями журналистки Евгении Водолазской удалось значительно оживить представление Ту-144 для публики. Ей принадлежит авторство красочных плакатов, фотоматериалов и даже некоторых вещественных памятников эпохи Ту-144 наподобие бутылок минеральной воды и чемоданов, размещенных в салоне. После первого показа экспозиция еще более расширилась. К настоящему моменту удалось приобрести некоторые элементы униформы экипажей времен Ту-144, образцы авиабилетов на сверхзвуковой лайнер, летные книжки, багажные талоны, нагрудные знаки летного состава и многое другое. Все это само по себе представляет немалый интерес для понимающих людей.
Приборная доска после реставрации
Наконец наступил долгожданный день. 9 мая 2009 г., в День Победы, монинский Ту-144 впервые за все 30 лет раскрыл двери для посетителей музея. К трапу моментально выстроилась длиннейшая очередь, какой здесь еще не видели.
В принципе, уже в процессе подготовки стало очевидно, что музею с его возрастным коллективом, полноценную презентацию всех экспонатов в столь масштабные дни открытых дверей, не потянуть. Во всяком случае, сил музея не хватит на то, чтобы обеспечить представление такой машины как Ту-144 на требуемом уровне. Формально волонтеры-реставраторы лишь оказывали добровольную помощь. Однако реально можно сказать, что весь показ Ту-144 (как и всех остальных открываемых экспонатов) лег на плечи Фонда. Здесь было над чем подумать, так как до того момента волонтеры умели крутить гайки и добывать запчасти, но на роль экскурсоводов никак не претендовали. А среди посетителей легендарного лайнера оказались не только обыватели, но и профессиональные авиаторы, в том числе из-за рубежа, высокопоставленные чиновники и бизнесмены, представители СМИ. Разумеется, с ними нужно было уметь общаться, чтобы с одной стороны показать «товар» лицом, с другой, не ставить музей в неловкое положение. К концу дня все неотступно находившиеся на борту буквально падали с ног от усталости. Каждый на собственной шкуре получил представление о работе музейных экскурсоводов. Их хлеб оказался не таким уж сладким. Словом, тот первый День Открытых Дверей на Ту-144 преподал массу уроков и поводов для размышлений.
Судя по итоговым отзывам, посетители остались весьма довольны увиденным. Даже долгое стояние в очереди не приуменьшило их интерес. Волонтерам же этот день дал бесценный опыт по организации показа уникальной машины. По мере того, как эмоции сменялись осознанием ошибок и недоработок, наступало понимание того, что состоявшийся день открытых дверей — не конец работ, а лишь очередная взятая планка.
Спонсорская помощь в действии