В музее Г.С. Титова. Алтайский край
В соответствии с программой полета Г. Титов также в условиях невесомости впервые осуществлял ручное управление кораблем, т.е. мог не только осуществлять ориентацию корабля, но и (при необходимости) произвести спуск и посадку корабля. Таким образом, было установлено, что человек в условиях длительного невесомого состояния может жить, питаться, работать и спать. А это явилось прелюдией к возможности весьма длительных космических полетов без значительных физиологических изменений.
В частности, о физиологических изменениях в организме животных и человека следует остановиться отдельно, как весьма важном факторе их поведения. Когда неоднократно запускали спутники с собаками, то при слежении за их поведением по телеметрическим и телевизионным каналам заметили, что они после 5—6 ч полета начинали вести себя не адекватно земным условиям. Животные становились вялыми, отказывались от приема пищи и даже от воды. Долгое время такая реакция собак была необъяснима. Такое их поведение было выяснено только в результате полета Германа Титова. После четырех витков полета у него тоже стала проявляться тошнота, отсутствие аппетита, головные боли, головокружение и даже рвота. Эти проявления явились следствием нарушения функционирования вестибулярного аппарата. Вскрытие нарушений функционирования вестибулярного аппарата в условиях длительного нахождения в невесомости также явилось важным результатом космического полета человека.
Об этом явлении Г.С. Титов честно и весьма подробно доложил на государственной комиссии, чтобы при последующих полетах избежать его проявления. Следствием явилась усиленная и продолжительная тренировка вестибулярного аппарата последующих космонавтов, в частности А.Г. Николаева и П.Р. Поповича. В результате при полете Николаева это негативное явление не проявлялось, чему был особенно рад Попович, так как при этом его шансы на очередной на полет в космос становились реальными.
Характер Г.С. Титова был таков, что он всегда был честным и также никогда не скрывал, что хотел быть первым космонавтом мира. Так после полета Ю.А. Гагарина он на одной из конференций сказал: «Журналисты поспешили сообщить общественности, что я чуть ли не обрадовался, когда узнал, что первым полетит Гагарин. Я этому известию не обрадовался, потому что сам хотел быть первым в космосе». И Герман Титов не лукавил. Это как раз отражало его характер: ни в каких случаях не врать окружающим.
Программа полета Г.С. Титова также предусматривала проведение неоднократных фотографирований с высоким разрешением. Фотографированию подверглись не только Луна и материки на Земле, но и отдельные города, реки, заливы и, в частности, расположения различных сухопутных и морских баз противника, тем более что к этому времени наша страна была окружена чуть ли не по всему периметру американскими военными объектами.
Только краткий перечень приведенных результатов полета Г.С. Титова подтверждает весьма солидный вклад в космическую науку, оборону страны и открытие пути в космос, как впоследствии подчеркнул сподвижник С.П. Королева Борис Евсеевич Черток. А ведь полученные Германом Титовым результаты частично могли бы пропасть, так как при посадке КК своевременно не произошло разделение спускаемого аппарата от приборного отсека, что вызвало вращение корабля с большой угловой скоростью до 30° в секунду вокруг продольной оси и угрозу успешному приземлению космонавта.
Тем более успешное завершение полета и возвращение Германа Степановича на нашу Землю вызвало всеобщее ликование всех народов мира.
О космических полетах Ю.А. Гагарина и Г.С. Титова весьма выразительно и весьма значимо высказался величайший ученый, трижды Герой нашего Отечества президент Академии Наук СССР Мстислав Всеволодович Келдыш: «Справедливо подвиг Юрия Гагарина сравнивают с подвигом Колумба. Полет Германа Титова не сравним ни с чем». Такой высочайшей оценки от автора фундаментальных трудов по математике и механике, аэрогидродинамике, ракетно-космической технике, теории колебаний и ядерной физике не удосуживался никто.