Гражданские «Супер Фрелоны»
Наряду с удовлетворением запросов военных заказчиков, «Сюд-Авиасьон» прилагала усилия для продвижения «Супер Фрелона» на гражданские рынки, позиционируя свой вертолет как конкурент соответствующих модификаций американских машин S-61 и «Вертол 107». При этом основной упор делался на надежность новой машины, способной продолжать крейсерский полет при одном неработающем двигателе.
Гражданским вариантом «морского» вертолета стала модификация SA.321F. Её полномасштабный макет был представлен на авиасалоне в Ле Бурже в 1965 г. Первая машина SA.321F поднялась в воздух 7 апреля 1967 г. Заказчикам предлагались три варианта компоновки салона - два чисто пассажирских (на 34 и 37 мест) и грузопассажирский (на 14 мест). Кормовая дверь и аппарель отсутствовали - возможностью перевозки крупногабаритных грузов пожертвовали ради устройства туалетной кабины.
SA.321F
В январе 1968 г. SA.321F прошел климатические испытания в Норвегии, а впоследствии принял участие в обеспечении проведения зимних Олимпийских игр в Гренобле. В условиях высокой температуры машину испытывали в Испании. 15 июля 1968 г. началась опытная эксплуатация SA.321F, организованная греческой фирмой «Олимпик Эйрвуэйз» при содействии небезызвестного Аристотелиса Онассиса, живо интересовавшегося новым вертолетом. «Супер Фрелон», получивший новую регистрацию F-OCMF и собственное имя «Гермес», использовался на линии, связывавшей греческие острова Скиатос, Микинос, Хиос и Санторин. При этом расстояние, требовавшее 9-часового морского путешествия, вертолетом преодолевалось за 20 минут! Эксплуатация вертолета в Греции была возобновлена следующим летом, когда за три месяца «Гермес» перевез 8581 пассажира и 35 т различного груза. За день вертолет находился в воздухе до пяти часов при средней продолжительности одного рейса 40 мин. Машина продемонстрировала высокую надежность в сложных условиях эксплуатации — температура окружающего воздуха достигала 40°С. Но, в конце концов, «Олимпик Эйрвуэйз» отказалась от использования «Супер Фрелона» из-за высокой стоимости эксплуатации, не покрываемой стоимостью билетов. С 1970 г. в течение нескольких лет этот вертолет использовался в авиагруппе GLAM (Groupe de Liaisons Aeriennes Ministrielles), базирующейся в Виллакубле и обслуживающей правительственные перевозки. Затем машину вернули производителю, и, сменив в который раз регистрацию на F-BTRP, вертолет использовался в опытных и служебных целях. В настоящее время эта машина находится в Вертолетном музее в Вестон Супер Map (Великобритании). Вертолет демонстрируется в окраске периода эксплуатации в «Олимпик Эйрвуэйз».
Другим гражданским вариантом стал «сухопутный» SA.321J. Первая машина этой модификации, построенная для австралийской авиакомпании, была перегнана своим ходом к месту предназначения — аэродрому Лаэ на Новой Гвинее. Перелет, стартовавший 24 марта 1 970 г., длился 18 дней. Было преодолено в общей сложности 18 842 км. Средняя скорость полета составила 203 км/ч, высота - около 2000 м. Для перелета машину оборудовали тремя дополнительными топливными баками, доведя продолжительность полета до шести часов. Наибольшая дальность беспосадочного полета в этом перелете составила 1185 км (отрезок между Шарджа и Карачи). Несмотря на неблагоприятные условия на большей части дистанции - высокую температуру и влажность воздуха - перелет прошел без каких-либо серьезных технических проблем.
В общем же следует отметить, что гражданский «Супер Фрелон» не оправдал маркетинговых надежд фирмы. Удалось продать очень немного таких вертолетов (не считая «псевдогражданских» SA.321Ja). В частности, кроме упомянутой австралийской машины, один SA.321J продали ВВС Заира, где он использовался для перевозок VIP-персон. Три гражданские машины поставили в Голландию, одну — в Норвегию.
Тактико-технические характеристики
SE.3200 |
SE3210 |
SA321G |
SA321F |
Z-8 |
|
Диаметр несущего винта, м |
15 |
18,90 |
|||
Диаметр рулевого винта, м |
2,501 |
4 |
|||
Длина с вращающимися винтами, м |
23,03 |
23,15 |
23 |
||
Длина фюзеляжа, м. |
14,80 |
20,08 |
20,10 |
||
Ширина по стойкам шасси, м |
4,93 |
5,04 |
|||
Высота по втулке несущего винта, м |
4,68 |
6,76 |
6,70 |
||
Масса пустого, кг |
4100 |
6863 |
7095 |
||
Масса взлетная норм., кг |
7100 |
9000 |
|||
Масса взлетная максимальная, кг |
8000 |
13000 |
12500 |
13000 |
|
Скорость максимальная, на уровне моря, км/ч |
205 |
275 |
255 |
||
Скорость крейсерская, км/ч |
190 |
248 |
240 |
||
Потолок статический, м |
1700 |
1950 |
|||
Потолок динамический, м |
3500 |
3150 |
|||
Дальность, км |
1000 |
855 |
830 |
||
Дальность с 2 500-л ПТБ, км |
1230 |
1 - Для второго прототипа - 2,98