Оглавление

SuFrelon019.jpg

«Цира» - «Шершень» на иврите

Израиль, бывший в 50-60-е гг. главным «клиентом» французского авиапрома, внимательно следил за всеми веяниями авиационной «моды». Появление нового тяжелого вертолета не было оставлено без внимания, и уже в 1965 г. для Армии обороны Израиля заказали 12 «Супер Фрелонов» SA.321K в транспортном варианте с «сухопутным» фюзеляжем (хотя, судя по имеющимся фото, часть машин все-таки получила поплавки — возможно, это сделали уже в Израиле в ходе модернизации). Таким образом, Израиль стал первым зарубежным покупателем этих машин, а поставки новых вертолетов начались практически одновременно с поступлением их во французские ВМС.

В ВВС Израиля SA.321K поступили на вооружение 114-й эскадрильи, сформированной в январе 1966 г. специально для эксплуатации «Супер Фрелонов», получивших прозвище «Цира» («Шершень» в переводе на иврит). К началу «шестидневной» войны часть успела получить лишь четыре новых вертолета. Несмотря на это, 114-я АЭ под командованием майора Хаима Наве - опытного вертолетчика, ранее командовавшего эскадрильей S-58 — приняла активное участие в обеспечении боевых действий. Уже в первый день войны (5 июня 1967 г.) «Супер Фрелоны» действуют над Синаем, осуществляя эвакуацию раненых. 7 июня три SA.321K совместно с S-58 высадили десант в Шарм-аль-Шейхе (ныне известный курорт, а в то время — один из узлов обороны египетских войск на юге Синайского полуострова). Последние три дня кампании 114-я АЭ действовала на сирийском фронте, где её вертолеты снабжали израильские части на Голанских высотах. В общей сложности за время «шестидневной» войны четверка «Супер Фрелонов» совершила 41 боевой вылет.

По завершению боевых действий в Израиль прибыли остальные восемь «Супер Фрелонов». В дальнейшем экипажи 114-й АЭ участвовали в ряде операций «войны на истощение», длившейся до августа 1970 г. 21 октября 1967 г. «Супер Фрелоны» спасали моряков с потопленного египетскими ракетными катерами эсминца «Эйлат». 31 октября 1968 г. четверка вертолетов 114-й АЭ с десантниками на борту совершила 700-километровый рейд в глубь египетской территории, целью которого было уничтожение гидроэлектростанции и плотины в Надж Хамди и моста в Кина. Операция увенчалась успехом, и в дальнейшем подобные рейды стали типичной тактикой израильтян в «войне на истощение».

SuFrelon020.jpg

«Цира» - SA.321 ВВС Израиля

Оглавление