Оглавление

Su-17_2096.jpg

С32-2 на испытаниях подвесных пушечных установок СППУ-22. В отличие от серийных, опытные СППУ оснащались стабилизаторами

Как уже говорилось, отработка ракеты Х-23 и её системы управления была оговорена еще в ходе госиспытаний Су-17, но тогда разработчики не поспели к сроку, из-за чего военные согласились отложить эту задачу, осуществив работы позже, по отдельной программе. Такая совместная программа госиспытаний системы ракетного вооружения Х-23 на самолете Су-17 из-за задержек, связанных с неготовностью изделия, была начата только осенью 1972 года. Ракета тем временем отрабатывалась на машинах микояновского ОКБ -МиГ-23 и МиГ-23Б, для которых изначально и создавалась, что позволило устранить многие недостатки изделия. В период с 14 сентября 1972 по 15 апреля 1973 года в испытаниях был задействован доработанный Су-17 № 86-01 (к слову, соответствующая подготовка машины была произведена еще в конце 1970 года). Испытания на нем проводились летчиками ГНИКИ ВВС В.П. Хомяковым, Э.М. Колковым, Н.И. Михайловым, А.А. Ивановым и И.И. Широченко, выполнившими 61 полет и 25 пусков ракет (из них 20 зачетных по мишеням и пять для проверки устойчивости работы двигателя при пусках). Ввиду ненадежной работы системы и сложности применения от использования ракеты в имеющемся состоянии отказались, рекомендовав вернуться к вопросу после доводки ракеты на МиГ-23, где работы шли более масштабно. По результатам госиспытаний Х-23 на МиГах систему на Су-17 № 86-01 доработали и в сентябре военными летчиками были выполнены еще пять стрельб с более приемлемыми результатами, после чего было признано, что ракета может быть рекомендована для принятия на вооружение.

Во избежание помпажа двигателя при стрельбе как следствие попадания высокотемпературных газов от работающего двигателя ракеты в воздухозаборник самолета, две Х-23 на пусковых устройствах подвешивались только на внешние крыльевые держатели, подальше от воздухозаборника. Поскольку методику наведения можно было в совершенстве освоить, лишь проведя не одну сотню пусков, в частях начали использовать наземные телевизионные тренажеры, на которых летчики в буквальном смысле слова набивали руку перед зачетными стрельбами. Для постоянного поддержания навыков рекомендовалось отрабатывать на тренажере не менее 100 - 200 пусков в месяц и иметь на счету не менее 200 пусков непосредственно перед выполнением боевого применения. А как иначе, ведь летчику приходилось одновременно выполнять две высокой сложности задачи, связанные с управлением самолетом и наведением ракеты X-23. При тренировках на тренажере в первую очередь уделялось внимание формированию точно дозированных усилий на кнюппель, а также четкой зрительно-двигательной координации движений, обеспечивающих высокую точность попадания и снижение эмоционального напряжения.

Su-17_2097.jpg

Подвеска учебных разовых бомбовых кассет на подкрыльевые балочные держатели самолета Су-17

Оглавление