Оглавление

Su-17_2094.jpg

Начиная с Су-17 зав. № 92-21, на неподвижной части крыла сверху устанавливалась третья пара аэродинамических перегородок

Для ведения попутной фоторазведки каждая пятая машина в серии имела автоматический фотоаппарат в закабинном отсеке. Малогабаритная камера позволяла делать снимки с высоты 500-5000 метров на скорости до 1500 км/ч. Кроме того, в правой консоли центроплана располагался киносъемочный аппарат для контроля правильности наведения самолета на цель и фиксации результатов стрельб. В состав фотоконтрольного оборудования входил также фотоприбор, который устанавливался перед визирной головкой прицела, снимал "картинку" на стекле его отражателя и предназначался для контроля за правильностью прицеливания.

Вскоре Су-17 получил и управляемое оружие. Вышедшая на заводские летные испытания в 1969 году ракета класса "воздух-поверхность" X-23, имела ручную пропорциональную систему наведения по методу трех точек (цель, трассер на ракете и глаза летчика должны были находиться на одной прямой, и удержание их в створе являлось основной задачей наведения). Направляя ракету, летчик с помощью кнопки-кнюппеля передавал кодированные команды управления на ракету посредством узкого радиолуча и, естественно, ни о каком резком маневрировании носителя в ходе атаки не могло быть и речи (в противном случае ракета выскочила бы из его створа, потеряв управление). Применять Х-23 предполагалось по точечным важным целям, предварительно подавив вражескую систему ПВО, поскольку и дальность стрельбы, и ограниченность в противозенитном маневре в ином случае делали выполнение задачи небезопасным.

Su-17_2095.jpg

Кабина летчика Су-17 последних серий

Боевые пуски рекомендовалось выполнять с углами пикирования от 15° до 30° с высот не более 5000 м. Наиболее эффективной по точности считалась стрельба при углах около 20°, когда и скорость самолета была приемлемой, и времени для наведения хватало, а при более динамичном разгоне самолета на крутом пикировании летчику управиться с управлением ракетой было уже сложно. Допускался также пуск с горизонтального полета в диапазоне высот от 50 до 200 м на скорости 600-1000 км/ч, правда, в таком случае вероятность поражения цели резко уменьшалась из-за трудности управления и плохих условий визирования цели, в лучшем случае, видневшейся где-то под носом самолета. Ракета имела дальность стрельбы 8-10 км, но на практике этот показатель обычно не превышал 5-7 км из-за трудностей ее визуального наведения на цель. Общее время управляемого полета Х-23 не превышало 20 секунд, а круговое вероятное отклонение составляло около 4-5 м. Залповый пуск ракет исключался самой системой наведения, поэтому по цели в ходе одной атаки следующая ракета могла быть пущена только после подрыва первой, что сокращало дальность пуска по ней второй Х-23 примерно вдвое, либо выполнять стрельбу ею приходилось в следующем заходе. Без хорошей видимости цели, в плохую погоду и ночью пуск и вовсе был исключен.

Оглавление