«Дромадер» на фоне высотки Нового Белграда |
Совместный проход штурмовиков «Крагуй» и «Галеб» |
Накануне отлета в Сербию в отношении командира АГВП «Стрижи» гв. подполковника Валерия Морозова была организована провокация (иначе как провокацией факт якобы вымогательства с коммерсанта потрясающей суммы по 5 тысяч рублей в месяц назвать сложно). Такой вот получился «крутой» рэкетир из 1990-х гг. Читатель, Вы верите в «откат» на такую огромную сумму за использование символики пилотажной группы? Это в современной России, стране, где 1 км автодороги стоит дороже 1 км андронного коллайдера? В любом случае, вина командира на день вылета доказана не была, обвинение официально не предъявлено. Тем не менее, Валерия Морозова от полетов отстранили, а в Сербию решили направить не пять, а три МиГ-29. Спасибо, конечно, хоть три... А не лучше было бы поддержать летчика? Он что, в Сербии остался? Вернется — разберемся спокойно. Или есть сомнения в психологической устойчивости командира группы? Тогда почему «неврастенику» доверяли летать над Красной площадью? Увы, увы еще раз. Вот и пришлось в спешном порядке менять заявку на перелет. В очень непростой ситуации оказался заместитель командира «Стрижей» гв. подполковник Сергей Осяйкин. Допуск на ведущего группы у него имелся, но на официальных показах группу он не водил ни разу. Потом не стоит забывать: группа — пять самолетов, а теперь предстояло летать тройкой. С отлетом из Кубинки неприятности не закончились. В Анапе (промежуточный аэродром) пришлось долго «пробивать» перелет в Батайницу, но тут очень помогли штурманы таганрогского Ил-76, без которых этот перелет мог вообще не состояться. Ранним утром 31 августа взлет из Анапы, а после обеда уже тренировка в Батайнице — тяжело пришлось всем: и летчикам, и техникам. Кстати, сербы разрешали летать ниже установленного на большинстве авиашоу мира ограничения в 200 м, а граница зоны пилотирования находилась к зрителям намного ближе, чем, скажем, на МАКСе.
«Стрижи» в полном объеме использовали предоставленную возможность. Тройка в составе Сергей Осяйкина, Дениса Кузнецова и Дмитрия Селиванова покорила зрителей. Честно говоря, ничего особого от пилотажа я не ожидал — после некоторых «тренировочных» полетов на Кубинке удивляться сложно. А зря! На мой взгляд, в Батайнице был самый зрелищный пилотаж «Стрижей». Потрясающее соло открутил Дмитрий Селиванов — низко, на форсаже с разнотягом. Удивительное дело: когда уходит из группы соло-пилотажник, то, кажется все — другого такого не будет. «Стрижи» уже не те... Ну да, другие. Вот ушел Николай Дятел, стал летать Дмитрий Копосов с абсолютно иной (на взгляд с земли) манерой пилотирования. Кто лучше? Лучше и Дятел, и Копосов. Осенью 2011 г. завершил карьеру пилотажника уже Дмитрий Копосов. И опять разговоры: «Стрижи» не те...» После Батайницы не берусь судить, кто лучше Копосов или Селиванов. Того и другого... на бис!
А сербы что? Сербы проголосовали за «Стрижей» ногами. Сразу после посадки МиГов толпа отхлынула от забора, ограждавшего зону для зрителей от летного поля. Народ пошел пить пиво, есть фаст-фуд.
— Чего смотреть? Русы отлетали.
У забора остались одни фанаты авиации. Право, жалко было австрийца, отменно отлетавшего на стареньком Saab 105. Судя по «картинке» TV, ситуация повторилась и 2 сентября. Тогда МиГи «Стрижей» после полета зарулили на стоянку статической экспозиции. Их встречала толпа, плотность которой можно сравнить только с метро в Токио в час пик. Белградские «Вечерние новости» за 3 сентября писали: «Самыми яркими звездами вчерашнего праздника на батайницком аэродроме, наряду с нашими самолетами, без сомнения, были самолеты из России, летавшие в небе Сербии после 25-летней паузы».
Не меньшего восхищения, чем «Стрижи», достоин Станислав Горбунов на МиГ-29М2, но о нем говорили и писали в большинстве случаев только в контексте «Стрижей». Все просто — самолет один и окрашен в серый цвет. Внимание весьма далеких от авиации людей привлекает яркая окраска и групповой пилотаж. Это лишний довод в пользу пилотажных групп, выступающих на боевых самолетах. Какой бы Як-130 хорошим не был, но это не тот самолет, на котором должна летать пилотажная группа великой страны. О чем речь? О разговорах в пользу группы на Як-130 вместо «Стрижей» и «Витязей». И еще. В последние годы «Стрижи» и «Витязи» почти не выступают за рубежом. Говорят, Россия много денег просит за выступления пилотажных групп. Да и содержание пилотажных групп обходится дорого. Конечно, дорого. А сколько стоит содержание футбольного клуба высшей лиги? Что же касается оплаты за выступления пилотажников, то надо понимать, что такие выступления важны в первую очередь для России. «Стрижи» в Сербии сделали российским дипломатам подарок, оценить который в рублях или динарах просто невозможно.
«Автограф» в небе Батайницы Дмитрия Селиванова