Оглавление

SerbVVS003.jpg

Самолет с поршневым мотором всего в 300 л.с. планировалось использовать для первоначальной и базовой подготовки летчиков, для обучения полетам по маршруту и по приборам, в качестве пилотажного и легкого штурмовки. Кабина «Ласточки» по интерьеру и оборудованию максимально приблизили к кабине реактивного G-4 Galeb, так как именно G-4 должен был стать следующим типом для обучавшихся на «Ласточке» курсантов.

Однако первый прототип разбился сентябре 1985 г. из-за отказа в полете топливной системы уже через две недели после первого полета. Второй прототип поднялся в воздух только через год - в августе 1985 г. Испытания доработанного Lasta-2 начались в 1989 г. Планировалась постройка десяти предсерийных самолетов (до распада Югославии собрать успели только шесть) и 42 серийных машин. С началом гражданской войны в Югославии все работы по программе были прекращены и возобновились лишь в 1993 г. В 1995 г. появился проект улучшенного Lasta-95, но страна вновь погрузилась в пучину межэтнических войн. Бомбардировками авиации НАТО было уничтожено три Lasta, еще три получили тяжелые повреждения. В ночь с 23 на 24 мая 1999 г. налету подвергся завод фирмы Utva в Панчево; основные производственные цеха были полностью разрушены.

Работы по программе возобновили только в 2005 г., когда Генеральный штаб Сербии сформулировал требования к перспективному самолету первоначального обучения. Сборка прототипов Lasta-95 велась в 2006 и 2007 г.г. очень неспешно, а в декабре 2007 г. фирма Utva вообще оказалась на грани банкротства. Самолет спас заказ ВВС Ирака. ВВС Ирака посчитали Lasta-95 пригодным для обучения летчиков боевому применению и использования в качестве противопартизанского. Модернизированный прототип Lasta-95N с двигателем Авко-Лайкоминг AEIO-58D1F мощностью 320 л.с. и усиленным крылом с двумя пилонами, позволяющими подвешивать груз массой до 100 кг на каждый, выполнил первый полет в Батайнице 5 февраля 2009 г. В июне 2010 г. первый из трех заказанных Lasta-95N пepeдaли ВВС Ирака.

ВВС и ПВО Сербии сохранили за Lasta «довоенное» обозначение V-54. В отличие от самолетов для ВВС Ирака, на которых установлены аналоговые приборы, самолеты для ВВС и РВО Сербии планируется оснастить цифровым приборным комплексом фирмы «Гармин». Текущим планом предусмотрена сборка шести самолетов в 2011 г. и пяти в.2012 г. Возможна разработка турбовинтового варианта самолета, ориентированного на экспорт в такие страны, как Ливия и Алжир.

Планом развития ВВС и ПВО предусмотрена модернизация 14 -15 самолетов «Galeb» G-4 в вариант G-4MD с более современным БРЭО и цифровым приборным оборудованием. Окончательно с вариантом модернизации намечено определиться в начале 2011 г. Срок службы модернизированных «Galeb» будет продлен до 2030 г.

Состоящие на вооружении вертолеты Ми-8/17 планируется эксплуатировать до 2015 - 2020 г.

Подготовка летчиков сербских ВВС и ПВО ведется с большой интенсивностью: обычно летают четыре дня в неделю. Западные обозреватели, неоднократно посещавшие авиабазу Батайница и наблюдавшие за полетами, отмечают великолепную технику пилотирования сербских летчиков. К примеру, посадки МиГ-21 иногда выполнялись на столь малых скоростях (и это на МиГ-21!), что использование тормозного парашюта было излишним.

Вопрос об интеграции страны в НАТО по понятным причинам пока на повестке дня не стоит, но структура ВВС и ПВО постепенно переводится на стандарты НАТО. Чаще стали проводиться совместные учения с ВВС соседних стран, являющихся членами НАТО. В то же время однозначной ориентации на вступление в НАТО нет. Офицеры ВВС и ПВО проходят подготовку, как в США, так и в России. Развитие вооруженных сил ведется в расчете исключительно на оборону своей страны. ВВС и ПВО Сербии проявляют заинтересованность в обмене опытом с вооруженными силами всех передовых в этом отношении стран мира.

Оглавление