Александр Гольц, Михаил Никольский
Прошло почти 12 лет с НАТОвских ударов по Сербии. Срок немалый. Страна постепенно восстанавливает свои вооруженные силы. Развитие ВВС Сербии идет весьма своеобразно и, пожалуй, наиболее прагматично на всем пространстве Восточной Европы. Характерные для многих восточноевропейских стран амбиции отошли на второй план перед насущными потребностями, основанными на предельно трезвой оценке ситуации. Ведутся исследования по облику ВВС и ПВО на перспективу, причем, что нехарактерно для балканского темперамента, спешка отсутствует. До 2017-1019 гг. ставка сделана на ремонт и частичную модернизацию существующей техники.
Основным истребителем ВВС и ПВО Сербии (Vazduhoplovstvo i Protivvazduhoplovna odbrana Vojske Srbije) остается МиГ-21. Возможности истребителя-ветерана вполне достаточны для выполнения задач ПВО в ограниченном объеме, например, перехвата одиночной неопознанной воздушной цели. На авиабазе Батайница постоянно несет боевое дежурство пара МиГ-21 с подвешенными УР Р-60. Два МиГ-21 используются в качестве тактических разведчиков и оснащены подфюзеляжными контейнерами с разведывательным оборудованием LORAP производства американской фирмы «Фэйрчальд».
Взгляды сербов на МиГ-21 отнюдь не уникальны: 21-е продолжают эксплуатировать ВВС ближайших соседей: Болгарии, Хорватии и Румынии. Многие считают самолет идеальным истребителем для Балкан.
Что касается сербских МиГ-29, то первый раз их полеты были прекращены в 2004 г. по причине плохого состояния планеров и бортовых систем. К 2008 г. самолеты и двигатели прошли капитальный ремонт под наблюдением специалистов РСК «МиГ» на авиаремонтном заводе Мома Стоянович. В ходе ремонта на самолеты установили совместимое со стандартами НАТО и ICAO навигационное и связное оборудование. Отремонтированные и свежепокрашенные МиГ-29 получили «малозаметные» опознавательные знаки, выполненные в оттенках серого цвета.
Второй раз полеты 29-х временно прекратили в 2010 г. На сей раз поводом послужила неудачная посадка единственной спарки МиГ-29УБ. В результате не на чем стало «восстанавливать» летчиков боевых машин. Ожидается, что в 2011 г. в пригодном к полетам состоянии будет находиться одновременно не менее 4-5 МиГ-29.
Замена МиГ-21 и МиГ-29 планируется на 2017 - 2019 г.г. ВВС и ПВО Сербии желают получить многофункциональную машину, способную вести воздушный бой, наносить удары по наземным целям и выполнять тактическую разведку. Тип перспективного самолета не определен, но Сербия уже обратилась с запросом предложений к Швеции, США, России и Китаю. Нельзя исключить, что именно сербы станут первыми европейскими покупателями китайских истребителей (если не брать в расчет Албанию, но это совсем другая история).
Имеется информация, что сербские летчики были командированы в КНР для знакомства с истребителем FA-17. Вторую жизнь получила программа разработки поршневого самолета первоначального обучения Utva Lasta («Ласточка»), выполнившего первый полет в далеком 1985 г. Разработка УТС началась в 1982 г., но из-за весьма противоречивых требований к машине, продвигалась очень медленно по причине технических сложностей.