Оглавление

ПОД АВСТРИЙСКИМ ФЛАГОМ

Возможность приобретения истребителя для замены безнадежно устаревшего Saab J 29F рассматривалась военным руководством страны с 1966 года. Наряду с J 35D изучались предложения американских фирм «Дугллас» (A-4F «Skyhawk»), «Нортроп» (F-5А) и французской «Дассо» («Mirage» IIIC). В июле 1967 года было объявлено о намерении приобретения 24 Saab J 35 и 12 самолетов Saab 105 для формирования двух истребительных и одной учебной эскадрилий. Этим планам не суждено было осуществиться и вместо истребителей австрийские ВВС получили 40 учебных Saab 105O (О означает Osterreich - древнее название Австрии).

SaabJ-35053.jpg

Пара J 35OE австрийских ВВС в полете

Социал-демократическая партия (Social Democratic Party of Austria), пришедшая к власти и сформировавшая правительственный кабинет в 1970 году, исходя из своих политических соображений, отложила рассмотрение вопроса о приобретения истребителя для ПВО страны на несколько лет. Военные (Austrian Federal Army) в 1974 году выступали с предложениями о закупке истребителей второго поколения типа «Mirage» 50, «Mirage» F.1С или израильского «Kfir» C2. В 1975-76 годах в качестве возможного варианта предлагался истребитель F-16A. Но в итоге, в 1984 году, было принято решение о приобретении недорого истребителя второго поколения (как временной меры) с последующей заменой его в середине 90-х годов истребителем четвертого поколения. Контракт на поставку 24 Saab J 35D был подписан 21 мая 1985 года. Определяющими факторами, повлиявшими на выбор «Дракена», были давние добрососедские отношения двух стран и традиционный политический нейтралитет Швеции.

Австро-шведское соглашение включало поставку самолетов, запасных частей, флайт-симулятора, наземного оборудования и подготовку австрийских пилотов на базе шведских ВВС. Совместная комиссия отобрала 24 строевых самолета J 35D, которые для поставки в Австрию были переделаны на заводе Saab в Линчепинге. В период с 25 июня 1987 года по 18 мая 1989 года самолеты поступили на вооружение двух эскадрилий австрийских ВВС. Таким образом австрийские ВВС стали последними эксплуатантами «Дракенов». Модернизированные истребители получили новые серийные номера (351401 -351424) и обозначение J 35OE. Самое заметное внешнее отличие — установка каплевидного фонаря кабины, аналогичного используемому на варианте J 35F. Кроме этого на самолетах было модернизировано электронное оборудование и гарантирован дополнительный ресурс планера не менее 1000 летных часов.

Подготовка австрийских летчиков началась в ноябре 1986 года в Швеции. При этом необходимо отметить, что пилоты встретили сообщение о предстоящих полетах на «Дракене» без особого энтузиазма. Их можно было понять: на вооружение страны принимался истребитель «сэконд хэнд», за которым тянулся шлейф слухов о тенденции к сваливанию в штопор, унесшей жизни нескольких пилотов. Не способствовала повышению настроения и гибель австрийского пилота, совершившего ошибку при выполнении тренировочного полета в ноябре 1986 года. Летчики чувствовали себя обманутыми, и те, кому позволял стаж, уходили в отставку, предпочитая службе в ВВС работу на гражданских авиалиниях. В результате в январе 1990 года на двадцать четыре самолета приходилось только девять подготовленных пилотов. Необходимо отдать должное командованию ВВС ~ оно сумело преодолеть этот кризис. Используя шведский опыт подготовки личного состава, прекрасное техническое обслуживание и материальное стимулирование, удалось обеспечить эффективную и безаварийную эксплуатацию самолетов в течение восемнадцати лет.

Командир одной из эскадрилий Доро Коватч так отзывался о летных характеристиках Дракена: «Самолет очень хорошо реагирует на малейшее движение ручки управления. На низких скоростях устойчив и прекрасно управляем, но специфика дельтовидного крыла, работающего при посадке на непривычно больших углах атаки, требует от пилота определенных навыков. Дельтовидное крыло малого удлинения, с одной стороны делает самолет малочувствительным к турбулентности, с другой стороны, нужно быть предельно внимательным к предупреждению о выходе на большие углы атаки и возможном сваливании. В этом режиме самолет становится аэродинамически нестабильным и навыки, полученные при полетах на двухместных самолетах, становятся жизненно необходимыми».

Оглавление