Оглавление

SaabJ-35007.jpg

Прототип 35-1 «Red U» совершил первый полет 25 октября 1955 года. На самолете еще не установлено пушечное вооружение. (SFF Photo archive)

SaabJ-35008.jpg

19 апреля 1956 года пилот К.Фернберг совершил вынужденную посадку на прототипе 35-1 с убранным шасси (SFF Photo archive)

Прототип 35-2, оснащенный двигателем Rolls Royce Avon Mk 46 с форсажной камерой, совершил первый полет в марте 1956 года, но тоже получил повреждения и был отправлен в ремонт. Бенгт Олоф при попытке выпустить тормозной парашют ошибочно убрал шасси. Это являлось следствием недостаточно продуманного с точки зрения эргономики расположения органов управления, которые вскоре переделали.

13 сентября 1956 начались полеты на третьем прототипе 35-3, который получил пушечное вооружение и был оснащен двигателем Rolls Royce Avon Mk 46 с форсажной камерой. В дальнейшем к программе испытаний присоединились отремонтированные машины 35-1 и 35-2 и два новых прототипа 35-4 и 35-5.

Четвертый прототип 35-4 взлетел 4 июля 1958 года и отличался установкой нового фонаря кабины пилота, двигателя RM6B (первый построенный по лицензии Avon Mk 48) и измененной хвостовой частью фюзеляжа.

Прототип 35-5 совершил свой первый полет 15 февраля 1958 года и явился эталоном для серийных самолетов J 35A. После завершения программы испытаний 35-5 был модернизирован до уровня J 35B, в 1966 году передан в музей ВВС Швеции в Линчепинге.

J 35A «Адам». Первый серийный вариант

После успешных испытаний прототипов было принято решение о начале производства первого серийного варианта истребителя, получившего обозначение J 35A (J означает Jakt - истребитель, А или Adam - первый вариант) и собственное имя Draken.

Инновационные решения, заложенные в конструкции «Дракена», позволили создать выдающийся для своего времени самолет. Стали очевидны все преимущества выбранной компоновочной схемы. Конструкторам удалось создать легкий и компактный планер со сравнительно небольшой нагрузкой на крыло и оптимизированный для полета на трансзвуковых скоростях. В достаточно толстой корневой части крыла были размешены каналы воздухозаборников, 2240 литров топлива, механизмы шасси и две 30 мм пушки Aden с боезапасом по 90 снарядов. Установка на небольшой самолет мощного двигателя со статической тягой 4890 кг (тяга на форсаже 6804 кг) позволила достигнуть максимальной скорости М=1,8 и скороподъемности около 200 м/сек.

Всего было выпущено 90 самолетов J 35A, из которых три были предсерийными машинами. Весной 1960 года на вооружение Flugvapnet (ВВС Швеции) поступил первый J 35A (серийный номер 35002 - самолеты шведских ВВС имели пятизначные серийные номера, первые две цифры в котором означали тип самолета. Для Saab 35 использовались серийные номера 35ХХХ, для Saab 37 - 37ХХХ и т.д.) . Серийные машины до номера 35065 оснащались двигателями RM6B с форсажной камерой ЕВК 65 (тип 65). Увеличить статическую тягу на 300 кг и существенно улучшить летные характеристики самолета позволила установка новой форсажной камеры. Внешне улучшенный вариант, обозначенный 35А2, отличался удлиненной хвостовой частью фюзеляжа. Ранние варианты J 35A получили обозначение 35А1 и неофициальное название «короткохвостый Дракен».

Самолеты J 35A до серийного номера 35040 не оснащались радиолокатором и системой управления оружием. Боевая эффективность таких машин была невысокой, в таком виде они использовались для подготовки пилотов и наземных технических служб. Начиная с серийного номера 35041, бортовое электронное оборудование включало радиолокатор PS-02/A, интегрированный с системой управления оружием S6, КВ-УКВ радиооборудование, радиовысотомер, транспондер, систему опознавания «свой-чужой» PN-793/A и автопилот Lear-14. В целом, новый самолет оправдал самые смелые ожидания конструкторов и полностью соответствовал требованиям военных. Saab J 35А оказался очень экономичным с точки зрения стоимости производства и затрат на эксплуатацию. Анализ данных показал, что его эксплуатационные характеристики и боевая эффективность вполне сравнимы с более дорогими и тяжелыми иностранными истребителями подобного назначения. Одной из особенностей «Дракена» является то, что он был спроектирован с учетом обеспечения высокой эксплуатационной готовности при минимальном техническом обслуживании.

Оглавление