Оглавление

Свою лепту в отставание от плана внесла волна репрессий. Саукке объявили «врагом народа», потом та же судьба постигла и самого Туполева, под давлением НКВД признавшего себя контрреволюционером и вредителем. Следом за ними в тюрьмах и лагерях оказались многие работники как ЦАГИ, так и авиационной промышленности. По заводам пошли аресты, когда любая ошибка объявлялась происками вредителей и вражеских шпионов.

Строительство многомоторного гиганта шло крайне медленно. Чтобы облегчить предприятию задачу, количество строящихся самолетов урезали до пяти, затем отказались не только от установки какого-либо военного оборудования, но и от приспособлений для его монтажа в будущем.

Ответственность за АНТ-20бис (впрочем, он уже таковым не являлся - после ареста Туполева самолет получил «нейтральное» обозначение ПС-124) принял на себя прибывший в Казань И.Ф. Незваль. Но для него гигант был обузой, поскольку основной продукцией предприятия был объявлен новый четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-7.

PS-124018.jpg

Собранный ПС-124 в цехе в Казани

ПС-124 уже всем мешал. Поэтому решили как можно быстрее завершить единственную уже почти готовую машину и на этом с гигантом покончить. О намерении назвать ее «Владимир Ленин» уже не напоминали. Из следовавших за ним деятелей, в чью честь собирались назвать самолеты, многих уже записали во «враги народа», а некоторых и расстреляли. Всякие упоминания о 16 воздушных гигантах исчезли — кому же хочется говорить о своих провалах. А уж вопрос, куда дели собранные деньги, наверняка мог привести на лесоповал.

Единственным напоминанием о грандиозной затее стал всего один завершенный ПС-124, который был в основном готов в Казани к концу 1938 г., но из-за проблем с поступлением различного оборудования его закончили только в апреле 1939 г. Во сколько обошелся новый гигант - точно неизвестно. По смете собирались уложиться в пять с половиной миллионов рублей. Но расчет делался для серии из пяти машин, а построили всего одну. На нее и должна была лечь стоимость оснастки, специального инструмента, да и дополнительных конструкторских работ.

PS-124019.jpg PS-124020.jpg PS-124021.jpg
Дверца, ведущая изнутри крыла к мотору    Дверь в хвостовом коке самолета Входной трап в выпущенном положении

Оглавление