ИНДИЯ
Программа перспективного истребителя АМСА
Индийское агентство авиационных разработок (Aeronautical Development Agency - ADA) представило на международной выставке «Эйр Индия-2011» информацию о планах по созданию «национального» истребителя пятого поколения, известного под аббревиатурой АМСА (Advanced Medium Combat Aircraft). Предполагается, что до конца 2011 г. завершатся предварительные исследования облика этого авиационного комплекса и будет проведена военно-экономическая оценка программы АМСА.
После того, как отчет о проделанной работе будет представлен министерству обороны Индии (и получит его одобрение), с промышленностью предполагается согласовать количество летно-демонстрационных и опытных самолетов АМСА, сроки их постройки, объем финансирования программы, а также предварительный график производства серийных истребителей. Летные испытания прототипа предполагается начать уже в конце нынешнего десятилетия, а принятие авиационного комплекса на вооружение ВВС Индии планируется осуществить приблизительно в 2025 г.
По замыслу самолет АМСА должен быть крупнее индийского истребителя «Теджас» (LCA), но меньше самолета FGFA, аналога российского ПАК ФА. Масса истребителя должна составить около 20000 кг, а боевой радиус действия приблизительно 1000 км.
Хотя перспективный самолет должен быть одноместным, не исключена разработка и двухместного учебно-боевого варианта АМСА.
Создание палубной модификации АМСА не предусмотрено, однако по заявлениям представителей ADA, в перспективе у ВМС Индии может появиться потребность в самолете с нормальной взлетной массой до 20000 кг.
Истребитель АМСА предполагается выполнить по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом, снабженным корневым наплывом. Судя по представленному на выставке макету самолета, его воздухозаборник будет нерегулируемым, стреловидного типа, а вертикальное оперение - двухкилевым, с наклоном плоскостей во внешнюю сторону. Фонарь кабины летчика самолета (судя по изображениям самолета АМСА, представленным на выставке) должен иметь беспереплетную конструкцию.
Макет самолета АМСА, продемонстрированный на выставке в Бангалоре.
Конфигурация планера выбрана с учетом требований снижения радиолокационной заметности самолета. В частности, передней части фюзеляжа придано оребрение, а каналы воздухозаборника получили S-образную форму. В конструкции планера предполагается широкое применение радиопоглощающих материалов и покрытий. Снижению ЭПР должны способствовать и трапециевидные кили уменьшенной площади.
Истребитель планируется оснастить двумя усовершенствованными ТРДДФ типа GTRE «Кавери», имеющими осисимметричные сопла. Силовая установка должна обладать пониженной тепловой заметностью, иметь систему управления вектором тяги и обеспечивать крейсерский полет со сверхзвуковой скоростью. Первый вариант ТРДДФ «Кавери» GTX-35VS, создававшийся для самолета «Теджас», имел тягу 8100 кгс. У модернизированного варианта двигателя, создаваемого при участии французской фирмы Snecma (с использованием элементов ТРДДФ М88Есо), тягу предполагается увеличить до 9100 кгс.
Самолет АМСА предполагается оснастить интегральной трехканальной системой управления, обеспечивающей управление ПА, его силовой установкой, тормозами и носовым колесом, а также активное управление положением центра масс истребителя. Она призвана обеспечивать и возможность переконфигурации исполнительных органов управления истребителем в случае их отказов или боевых повреждений.
Интегральное модульное БРЭО АМСА должно обеспечивать применение авиационного комплекса в рамках сетецентрической информационно-командной системы. Предполагается использование системы информационной поддержки летчика. Антенны радиоэлектронного оборудования нового индийского истребителя предполагается выполнить конформными.
Информационно-управляющее поле кабины летчика нового истребителя должно представлять собой единый мультиэкранный активно-матричный дисплей, занимающий собой всю поверхность приборной доски и по площади значительно превышающий экранные индикаторы других истребителей. Для управления бортовыми системами предполагается использовать не традиционное кнопочное обрамление, а сенсорную систему.
В центральной нижней части фюзеляжа, между каналами воздухозаборника планируется сформировать грузоотсек с двумя створками, способный вмещать четыре ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности. По одной ракете малой дальности предполагается разместить в двух боковых малообъемных грузоотсеках.