Оглавление

Япония

ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ 6-ГО ПОКОЛЕНИЯ

МО Японии изучает облик истребителя 6-го поколения, предназначенного для борьбы с малозаметными самолетами противника и способного использовать оружие направленной энергии. Нынешнее видение силами самообороны Японии этого самолета, получившего название «i3» (informed, intelligent, instantaneous - информированный, разумный, мгновенный) отражено в документе, получившем название «Виденье НИОКР по перспективному истребителю». Выделение ассигнований по программе истребителя i3 возможно с апреля 2011 г.

В конструкции истребителя «i3» планируется реализовать семь ключевых технологий, которые, в целом, и должны определить облик этого авиационного комплекса. Одна из них — технология создания помехозащищенной ЭДСУ - уже нашла применение на перспективном морском патрульном самолете Кавасаки Р-1, проходящем летные испытания с 2007 г. Четыре других технологии, как ожидается, будут готовы к интеграции в перспективный авиационный комплекс к 2030 г. Среди них:
-  технология существенного (более радикального, чем на существующих ЛА) снижения радиолокационной заметности за счет совершенствования радиопоглощающих покрытий, формирования внутренних грузоотсеков и создания малозаметного воздухозаборника;
-  высокоэнергетичный и высокозащищенный радиолокационный прицел нового поколения, способный обнаруживать и сопровождать малозаметные воздушные цели и интегрированный совместно с другими датчиками в единый бортовой информационный комплекс;
-  технология применения оружия вне прямой видимости (cloud-shooting - «стрельба в облаках»), когда истребитель применяет свое ракетное оружие по внешнему целеуказанию (с борта однотипного самолета или самолета ДРЛО);
-   двигатель нового поколения, имеющий уменьшенный диаметр, повышенную температуру газа перед турбиной и керамическое сопло.

News11009.jpg

Макет перспективного самолета —демонстратора технологий Мицубиси ATD-X

Для отработки этих технологий предполагается использовать в 2016-2020 г.г. экспериментальный малозаметный самолет-демонстратор) Мицубиси ATD-X, первый полет которого ожидается в 2014 г.

МО Японии аргументирует необходимость разработки истребителя 6-го поколения работами по перспективным истребителям в Индии, Китае и России, делая упор на то, что Япония должна получить «качественное» превосходство. В области уменьшения заметности для истребителя i3 будут использованы технологии, в которых Япония является лидером: ткани на основе карбида кремния, электромагнитное экранирование, электромагнитные метаматериалы — материалы с искусственной структурой, позволяющей контролировать электромагнитное излучение.

При этом, самолет останется пилотируемым или «обитаемым», т.е., появится возможность его использования как в пилотируемом, так и в беспилотном варианте

К 2040 г. должна быть отработана технология совместного, в рамках единой информационно-управляющей сети, использования пилотируемого истребителя и беспилотных летательных аппаратов, обеспечивающих скрытное (применительно к пилотируемому самолету) обнаружение малозаметных целей. Кроме того, к 2040 г. в Японии должно быть создано авиационное оружие направленной энергии, разработку которого планируется начать в интересах Сил самообороны страны в 2011 г. Работы планируется вести как в направлении создания боевых лазеров, так и мощных микроволновых генераторов.

Технология «cloud-shooting» уже нашла применение на шведских истребителях Сааб JAS 39 «Грипен»: в группе из четырех истребителей этого типа один-два самолета могут использовать свои БРЛС для обнаружения воздушных целей и обеспечения целеуказания ракет с активной радиолокационной ГСН, а остальные - применять свое оружие в режиме радиомолчания, совершая полет с выключенными радиолокационными станциями. Самолет Еврофайтер EF2000 «Тайфун» также продемонстрировал в 2009 г. способность обеспечивать применение ракет трем «молчащим» истребителям. Однако японские специалисты планируют обеспечить самолету возможность не только давать целеуказание, но и корректировать полет ракет, запущенных с другого истребителя. Другим важным моментом должно стать информационное взаимодействие между пилотируемыми истребителями и БПЛА внутри группировки, решающей задачи ПВО (в Европе подобное взаимодействие планируется обеспечить лишь при решении ударных задач).

По мнению независимых экспертов, полномасштабная разработка истребителя «i3» может начаться в 2021 г. Ей должны предшествовать примерно 10 лет предварительных исследований и разработок. А принятие самолета «i3» на вооружение можно ожидать в 2030 г. Новый самолет призван заменить истребитель Мицубиси F-2, поступивший на вооружение в 2000 г. Стоимость разработки «i3» оценивается в 6-10 млрд. долл. Правда, он появится слишком поздно, чтобы непосредственно заменить самолет F-2 в производстве; промежуток должен быть заполнен самолетом иностранной конструкции, именуемым F-X. Поставка последнего из 94 заказанных истребителей F-2 ожидается в 2011 г., хотя не исключен заказ дополнительной партии из 20 самолетов F-2. Запрошено выделение 124 млн. долл. на доработку 36 самолетов F-2 под применение УР «воздух-воздух» Мицубиси Электрик ААМ-4. Истребитель F-X пока не выбран. Наиболее вероятным кандидатом считается самолет Локхид Мартин F-35, в то же время не исключается закупка самолетов Еврофайтер «Тайфун», Боинг F/A-18E/F «Супер Хорнет» или Боинг F-15SE.

Оглавление