РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ БПЛА MQ-1C «СКАЙ УОРРИОР»
В Ирак для проведения войсковых испытаний в реальной боевой обстановке направлен первый средневысотный беспилотный летательный аппарат с большой продолжительностью полета Дженерал Атомикс MQ-1C «Скай Уорриор», созданный на базе хорошо зарекомендовавшего себя БПЛА «Предэйтор». Хотя данный БПЛА является опытным, и ранее был задействован в программе летных испытаний, в Ираке его предполагается привлекать к решению вполне реальных боевых задач в интересах армейского командования, причем в число этих задач входит и авиационная поддержка наземных войск, занятых в «контртеррористических операциях».
В 2011 г. армия США планирует приступить к оснащению каждой бригады армейской авиации несколькими аппаратами типа MQ-1C. В их задачи должны входить: разведка и видеонаблюдение за местностью, обеспечивающее информационную осведомленность батальонных и бригадных командиров, а также командиров дивизий, авиационная поддержка и воздушное патрулирование труднодоступных районов. Кроме того, «Скай Уорриор» предполагается использовать для решения задач целеуказания. При этом БПЛА должны будут взаимодействовать не только с армейскими ударными вертолетами типа АН-64 «Апач», оснащенными ПТУР AGM-114 «Хеллфайр», но и с истребителями F-16C/D, F-22A и F/A-18E/F из состава ВВС и ВМС США, имеющими на вооружении КАБ типа JDAM. При этом беспилотный летательный аппарат и сам способен применять ракеты «Хеллфайр».
Работы по созданию беспилотного комплекса MQ-1C «Скай Уорриор» начались в 2002 г., когда армия США, отказавшись от дальнейшей реализации программы создания разведывательно-ударного вертолета RAH-66 «Команч», приняла решение направить часть высвободившихся средств на создание беспилотного разведывательно-ударного комплекса ERMP (Extended-Range Multi-Purpose UAV), предназначенного для замены комплекса RQ-5 «Хантер». В объявленном МО США тендере участвовало два БПЛА - модернизированный IAI/TRW «Хантер» и Дженерал Атомикс «Предейтор», адаптированный под армейские требования и получивший обозначение MQ-1C «Скай Уорриор». В августе 2005 года победителем была признана фирма «Дженерал Атомикс», с которой армия США заключила контракт стоимостью 214 млн. долл., предусматривающий разработку полноценной боевой беспилотной системы.
БПЛА Дженерал Атомикс MQ-1C «Скай Уорриор»
2 февраля 2010 г. было принято решение о приобретении первой партии из 32 летательных аппаратов типа «Скай Уорриор». Всего армия планирует иметь на вооружении 11 комплексов, в состав каждого из которых входит 12 БПЛА и пять наземных станций управления.
Средневысотный беспилотный самолет с большой продолжительностью полета (этот класс БПЛА получил в НАТО обозначение MALE - Medium-Altitude Long-Endurance UAV) MQ-1C оснащен (впервые применительно к серийным БПЛА) дизельным двигателем, что позволило унифицировать его по топливу с армейской автобронетанковой техникой. Дизель Тиелерт Сентурион 1.7 (135 л.с), обладающий повышенной экономичностью по сравнению с бензиновыми моторами, обеспечивает возможность барражирования на высоте 7,5 км в течение 36 часов на удалении до 400 км от места базирования.
В носовой части фюзеляжа БПЛА размещена обзорно-поисковая БРЛС AN/ZPY-1 «Стар Лайт» с синтезированной апертурой и возможностью обнаружения наземных подвижных целей. Под носовой частью на стабилизированной платформе установлена многоспектральная оптико-электронная станция AN/ AAS-52.
На четырех узлах внешней подвески аппарат может нести вооружение общей массой до 360 кг, включающее четыре УР AGM-114 «Хеллфайр» или до восьми ракет класса «воздух-воздух» AIM-92 «Стингер» (последние предназначены для самообороны БПЛА главным образом от вертолетов). В перспективе в состав вооружения «Скай Уорриора» планируется ввести также планирующие КАБ GBU-44/В «Вайпер Страйк».
БПЛА MQ-1C оснащен системой спутниковой связи, обеспечивающей возможность удаленного управления аппаратом с территории США, не подвергая опасности жизнь операторов и экономя средства на переброску персонала и наземной аппаратуры в зону боевых действий.
Характеристики БПЛА «Скай Уорриор» |
|
Размах крыла, м |
7,0 |
Длина, м |
8,0 |
Высота, м |
2,1 |
Максимальная взлетная масса, кг |
1450 |
Максимальная скорость, км/ч |
250 |
Практический потолок, м |
8840 |