Оглавление

MiG1Strt020.jpg

Третий опытный экземпляр И-200 на государственных испытаниях в НИИ ВВС КА, август-сентябрь 1940 г.

Однако этим поставленные перед ОКО задачи не ограничились. 2 октября 1940 г. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) было принято решение об увеличении дальности полёта истребителей. В частности для всех внедряемых в серию и вновь проектируемых одномоторных истребителей устанавливалась дальность полёта равная 1000 км на скорости, соответствующей 0,9 от максимальной. Указанную дальность требовалось обеспечить за счёт внутренних запасов топлива самолётов. Вышедший в этот же день приказ НКАП №521 обязывал конструкторские бюро внести необходимые изменения во все проектируемые, опытные и внедрённые в серию истребители. На основании этого директору завода №1 П.В. Дементьеву и главному конструктору А.И. Микояну предписывалось с 15 декабря приступить к выпуску улучшенного истребителя И-200, имеющего соответствующую дальность полёта.

В связи с полученным заданием на четвёртом опытном экземпляре И-200 в сжатые сроки провели работы по размещению дополнительного запаса топлива, и уже 21 октября доработанный самолёт передали на заводские испытания. Для увеличения дальности полёта под кабиной пилота установили дополнительный протестированный 250-литровый топливный бак, из-за чего водорадиатор пришлось сместить вперёд. С целью сохранения нормальной эксплуатационной центровки мотор АМ-35А вынесли вперёд на 100 мм.

Кроме этого, на И-200 №04 провели следующие конструктивные улучшения для устранения недостатков и замечаний, отмеченных на государственных испытаниях И-200:
-  повысили боковую устойчивость за счёт увеличения поперечного «V» крыла с +5° до +6°;
-  установили более эффективный пластинчатый водорадиатор ОП-310;
-  в связи с возросшей массой самолёта установили колёса размером 650x200;
-  для улучшения проходимости нижние щитки, закрывающие при уборке колёса основных стоек шасси, перенесли на центроплан;
-  запротектировали центропланные баки.

Первый вылет улучшенного И-200 №04 состоялся 29 октября, самолёт пилотировал лётчик-испытатель А.Н. Екатов. Также в конце октября из сборочного цеха завода №1 стали выходить серийные истребители И-200, а в ноябре военпреды приняли первые 20 самолётов.

Вскоре в соответствии с решением Правительства о переименовании боевых самолётов приказом НКАП №704 от 9 декабря истребителю И-200 присвоили наименование МиГ-1 (И-200 с №2001 по №2100), а его улучшенному варианту - МиГ-3 (И-200 с №2101). Также 9 декабря приказом НКАП №702 установили программу выпуска истребителей МиГ-3 на 1941 г. В соответствии с ней завод №1 должен был обеспечить выпуск 3500 самолётов. Кроме того, планировалось начать серийное производство МиГ-3 на заводе №43 в Киеве с выпуском в 1941 г. первых 100 машин.

Между тем полным ходом шло внедрение новой модификации в серию. Разработку чертежей для серийного выпуска МиГ-3 закончили 13 ноября. Несмотря на весьма короткий срок, остававшийся до конца года, коллектив завода, не задерживая производство, провёл его соответствующую подготовку, пересмотрел технологический процесс. Уже 20 декабря МиГ-3 полностью сменил в серии своего предшественника.

В декабре завод №1 выпустил 80 истребителей МиГ-1 и 20 МиГ-3. В этом же месяце в строевые части отправили первые 40 самолётов МиГ-1. Таким образом, от начала проектирования до поставки серийной продукции в войска, прошёл всего один год. Всего из построенных в 1940 г. 120 истребителей в распоряжение ВВС КА направили 92 МиГ-1 и 19 МиГ-3. Остальные самолёты предназначались для авиации ВМФ.

За успешное выполнение правительственного задания в области создания и освоения в производстве новых образцов авиационной техники 31 декабря 1940 г. авиазавод №1 им. Авиахима был награждён орденом Ленина, а большая группа конструкторов, инженеров и рабочих — орденами и медалями. А.И. Микояна и М.И. Гуревича наградили орденами Ленина, а за разработку новой конструкции самолёта они удостоились также Сталинской премии первой степени.

Стоит отметить, что большую помощь в части скоростного проектирования, изготовления опытных образцов и внедрения в серию истребителей МиГ-1 и МиГ-3 оказывало военное представительство ГУ ВВС КА на заводе №1. За успешную работу по внедрению в серийное производство новых самолётов в соответствии с приказом ГУ ВВС КА от 31 декабря 1940 г. получили благодарность и были премированы старший военпред военинженер 2-го ранга М.В. Францев, райинженер военинженер 1-го ранга Ф.М. Шишкин, военпреды военинженер 1-го ранга И.Ф. Воедило и военинженер 2-го ранга Т.П. Галкин, старший техник военинженер 2-го ранга Л.К. Макаренко, а также лётчики майор A.З. Шитц и капитан И.А. Доброскокин.

Оглавление