Оглавление

В ЕДИНОМ СТРОЮ

Евгений АРСЕНЬЕВ

При подготовке публикации использованы документальные материалы РГВА, РГАЭ и ЦАМО.

О работе военного представительства и ОКО авиазавода №1 им. Авиахима НКАП в 1939-1941 гг.

MiG1Strt001.jpg

Первый опытный экземпляр скоростного истребителя И-200 на заводских испытаниях, апрель 1940 г.

Боевые действия на Пиренейском полуострове и Дальнем Востоке показали, что состоящие на вооружении ВВС Красной Армии истребители стали не только терять свои преимущества, но и заметно уступать самолётам противника. Скоростной И-16, манёвренный И-15 и его более поздние модификации, составлявшие основу истребительного парка советской авиации, во второй половине 30-х годов почти достигли предела своих возможностей и их дальнейшая модернизация уже не давала значительных улучшений.

Если во время воздушных боёв в Китае и Монголии И-16 по своим лётно-тактическим характеристикам практически не уступал японским самолётам, то появление в небе Испании новых немецких истребителей Мессершмитт Bf 109D и Е изменило ситуацию явно не в нашу пользу. Несмотря на то, что их предшественники Bf 109B и С по своим данным мало отличались от И-16, в них были заложены большие возможности. Установка на Bf 109E мотора Даймлер-Бенц DB 601A взлётной мощностью 1175 л.с. позволила существенно улучшить лётные данные самолёта. Кроме того, на нём были устранены многие конструктивные недостатки присущие первым модификациям и усилено вооружение. Первые 15 истребителей Bf 109E-1 отправили в Испанию в начале 1939 г., а осенью в Германии приступили к выпуску более совершенных Bf 109E-3. По данным фирмы «Мессершмитт А.Г.» последний при полётной массе 2598 кг имел максимальную скорость 500 км/ч ±5% у земли и 570 км/ч ±5% на высоте 5000 м, которую набирал за 4,9 мин ±8%, практический потолок составлял 11000 м ±10%. Также стоит отметить, что опыт войны в Испании породил в СССР идею скоростных и манёвренных истребителей, которые, взаимодействуя в воздушном бою, дополняли друг друга и достигали хороших результатов. Скоростной истребитель-моноплан настигал самолёт противника и вынуждал его своим огнём маневрировать, главным образом виражить. Менее быстроходный, но манёвренный истребитель-биплан благодаря этому догонял самолёт противника вслед за своим скоростным партнёром и, пользуясь лучшими манёвренными качествами, получал возможность занимать удобную для стрельбы огневую позицию и сбивать противника.

MiG1Strt002.jpg MiG1Strt003.jpg
Скоростной истребитель И-16 (тип 10) с мотором М-25В имел максимальную скорость 448 км/ч на высоте 3160 м. Манёвренный истребитель И-153 (изделие 34) с мотором М-63 и лыжным шасси имел максимальную скорость 431 км/ч на высоте 5180 м

Оглавление