"Ланкастер" со спасательной лодкой под фюзеляжем
Канадский "Ланкастер" 10-SR
Одна из них с, номером "01", досталась 16-му транспортному отряду (трао), где эксплуатировалась с конца января 1945 г. (предположительно, это был самолет с номером МЕ559, выпущенный фирмой "Метрополитэн-Виккерс"). Командиром самолета был В.Ш. Евдокимов, штурманом В.Я. Андреев. 16-й трао являлся наследником известной 2-й отдельной авиагруппы И.Т. Мазурука, сформированной в начале войны из полярных летчиков. Хотя он и назывался транспортным, но использовался не только и не столько для перевозки людей и грузов, сколько для сопровождения конвоев, ледовой разведки, патрулирования. "Ланкастер" тоже летал на поиск подводных лодок (хотя не нес ни бомбового, ни стрелкового вооружения), на разведку отдаленных районов, где была очень ценна его большая дальность и продолжительность полета. Например, 24 января "Ланкастер" провел ледовую разведку участка губа Белушья (Новая Земля) — Нарьян-Мар.
Экипаж "Ланкастера" у нас составляли 4-5 человек: один или два пилота, штурман и два механика.
В августе 1945 г. эту машину направили на Тихий океан, но в Красноярске она застряла из-за нехватки горючего. Пока ждали бензин, война с Японией кончилась. Летом 1946 г. этот "Ланкастер" перегнали в Ригу, в авиатехническое училище как наглядное пособие. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Второй восстановленный "Ланкастер", с номером "02", попал в 70-й отдельный транспортный полк (отрап) ВВС Северного флота. Командиром этой машины был И.И. Дубенец. После расформирования 16-го трао в 1946 г. оба самолета недолго находились вместе в 70-м трап. "02" после войны разбили при посадке на аэродроме в Измайлове, в Москве. Бомбардировщик выкатился за пределы летного поля, подломал шасси и изуродовал носовую часть. Восстанавливать еще раз его не стали.
Конечно, два самолета не могли изменить ход войны. Тем не менее, надо указать, что в отличие от В-17 и В-24, так и не принявших участия в боевых операциях с советскими экипажами, "Ланкастеры" с красными звездами успели совершить значительное количество боевых вылетов, и, таким образом, внесли свой вклад в общую победу.
"Ланкастер* после войны
В течение всей войны Бомбардировочное командование ревниво хранило соединения "Ланкастеров", и он редко использовался в любой другой роли, кроме стратегического бомбардировщика. Когда война подошла к концу, было
принято решение приспособить "Ланкастер" к роли спасательного самолета (ASR), имея в виду применение на Тихом океане. Была разработана сбрасываемая спасательная лодка (конструкция "Уффа-фокс"), предназначенная сначала для "Хадсона", а затем для "Уорвика" ASR III. Теперь в виде модификации Mkll она была приспособлена для установки на "Ланкастере", подвешиваясь за одну точку под бомбоотсеком.
В общей сложности 120 "Ланкастеров" III, в основном, взятых из хранения, были переоборудованы "Канлифф-Оуэн эйркрафт" в Истлее, получив новое обозначение ASR III после установки приспособления для подвески лодки. Первый сброс был проведен 10 декабря 1945 г.
В Береговом командовании "Ланкастеры" были быстро приспособлены для разведывательных целей. Примерно 100 самолетов ASR были далее переделаны в GR Мк.З (в послевоенный период римские цифры были заменены арабскими) и несколько лет служили в 120-й, 203-й и 210-й эскадрильях в Англии и 37-й и 38-й эскадрильях на Мальте. Сохранив возможность нести спасательную лодку типов Mk.ll или Мк.IIа "Ланкастер" GR Мк.З имел радар ASV III в обтекателе типа H2S и не нес верхней турели. Перед тем, как его служба закончилась, он был переименован в MR Мк.З (морской разведчик). Один из этих самолетов служил в Школе морской разведки в Сент-Моугэне до 15 октября 1956 г., став последним "Ланкастером" в королевских ВВС.
Еще одним специализированным послевоенным вариантом был "Ланкастер" PR Mkl, использовавшийся только 82-й эскадрильей. Передняя и задняя турели были закрыты обтекателями. В бомбоотсеке этот вариант нес фотокамеры и применялся для аэросъемки Восточной, Центральной и Западной Африки между 1946 и концом 1952 г.
В качестве бомбардировщика "Ланкастер" оставался на службе до марта 1950 г., когда 49-я эскадрилья была перевооружена "Линкольнами".