Оглавление

За исключением горсточки самолетов, оставленных в Канаде для испытаний или потерянных при переброске, все, кроме 22 последних из 430 "Ланкастеров" X были приняты на вооружение английских ВВС и были переданы канадской 6-й группе, включавшей 408-ю, 419-ю, 431-ю и 434-ю эскадрильи. После того как война закончилась, канадские ВВС приняли на вооружение 228 "Ланкастеров" X, включая оставленные в Канаде и уцелевшие в Великобритании. Один BIN британской постройки также был принят на вооружение в январе 1944 г. для испытаний в зимних условиях.

"Ланкастер" I, послуживший образцом, после того, как он стал не нужен в своей первичной роли, был переделан в транспортник. Носовая и хвостовая турели были зашиты, а в задней части фюзеляжа пробиты окна. Самолет использовался для экспериментальных грузовых рейсов в 1943 г., неся 6350 кг груза. Он был затем модифицирован фирмой "Авро" в Англии с установкой 10 пассажирских сидений и дополнительных топливных баков. В таком виде 22 июля 1943 г. самолет приступил к трансатлантическим рейсам между Дорвэлом и Престуиком, неся военную почту, а с конца 1943 г. использовался для перевозки пассажиров через Атлантику. К нему присоединились два "Ланкастера" X, переделанных авиакомпанией ТСА и пять, перестроенных фирмой "Виктори эйркрафт" в 1944 г.

"Ланкастеры" с красными звездами

В годы Великой Отечественной войны советская авиация остро нуждалась в тяжелых бомбардировщиках. Авиазаводы страны, перегруженные производством самолетов тактического назначения, не могли обеспечить ВВС необходимым парком больших многомоторных самолетов. Единственный отечественный тяжелый бомбардировщик, строившийся в 1941-44 гг., Пе-8, был выпущен всего в 79 экземплярах.

Совсем мало подобных машин поступило к нам по официальным каналам помощи от союзников (один американский B-24D "Либерейтор" и несколько английских "Стирлингов"). Тем не менее, на вооружении наших ВВС в конце войны и первые послевоенные годы состояло некоторое количество тяжелых бомбардировщиков английского и американского производства из числа восстановленных после вынужденных посадок или интернированных на Дальнем Востоке. Среди них были и самолеты типа Авро "Ланкастер". История их появления у нас такова...

Man2Lan069.jpg

"Ланкастер" с собственным именем "Джо" и портретом Сталина

В сентябре 1944 г. советское и английское командование предприняли совместную операцию "Параван" против немецкого линкора "Тирпиц", отстаивавшегося в Альтен-фьорде на побережье Норвегии. Линкор ранее был несколько раз поврежден, но продолжал оставаться потенциальной опасностью на пути северных конвоев из Англии в Советский Союз. В ходе операции 38 "Ланкастеров", 2 транспортных "Либерейтора" и один разведчик "Москито" направили на аэродром Ягодник в Архангельской области.

Соединение, собранное из самолетов 617-й и 9-й бомбардировочных эскадрилий королевских ВВС, было укомплектовано "Ланкастерами" модификаций I (с моторами Роллс-Ройс "Мерлин" 24) и предназначалось для подвески сверхтяжелых бомб весом 12000 фунтов (5450 кг). Внешне они отличались от стандартных углубленным "пузатым" бомбоотсеком и отсутствием верхней турели FN50.

С 6 часов утра 1 2 сентября английские самолеты начали садиться на аэродромы архангельского узла. По различным причинам 10 бомбардировщиков совершили вынужденные посадки в Онеге, Беломорске, Кегострове, Молотове (Северодвинске) и просто в тундре. Одна машина села в столь неудобном месте, что пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел экипаж к реке, где ждала летающая лодка МБР-2. 7 самолетов были повреждены, один из них наши и английские специалисты отремонтировали.

15 сентября 27 "Ланкастеров" (включая отремонтированный) отбомбились по "Тирпицу". На цель их вели наши штурманы. Советские самолеты также вели предварительную разведку и затем фотографировали результаты налета. Из 21 сверхмощной бомбы "Тэллбой" (шесть машин несли обычные бронебойные бомбы по 224 кг) одна попала прямо в линкор. В цель угодили и несколько более мелких. Однако, "Тирпиц" остался на плаву. Англичане потерь не имели.

С 16 по 28 сентября все исправные "Ланкастеры" вернулись на свои базы в Великобритании. Впоследствии им все-таки удалось добить "Тирпиц", который немцы перевели на новое место у о. Хаак.

На советской земле осталось шесть поврежденных "Ланкастеров" (один "Ланкастер" III и пять "Ланкастеров" I). Четыре из них были обследованы на предмет возможности восстановления. Два наименее поврежденных доставили в Кегостров, где в мастерских ВВС Беломорской военной флотилии под руководством главного инженера Кирьянова занялись их ремонтом и переделкой.

Все вооружение с них сняли, заднюю турель зашили листами дюраля. Поврежденную носовую часть изменили: старый "ступенчатый" нос со стрелковой установкой заменили новым прозрачным обтекателем. Окраска осталась прежней, английской (серо-зеленый верх и черный низ), только опознавательные знаки закрасили нашей зеленой краской (отличавшейся по тону) и сверху нанесли красные звезды в черной окантовке. Обе машины переделывались однотипно.

Оглавление