Оглавление

Man2Lan002.jpg

Man2Lan003.jpg

Первый опытный «Манчестер»

В то время, когда писались задания В.12/36 и Р.13/36,серьезное внимание привлекало альтернативное решение этой проблемы - использование для запуска бомбардировщиков катапульт. Еще в 1931 г. на параде королевских ВВС в Хендоне демонстрировался взлет самолета Виккерс "Вирджини" с использованием оборудования, созданного в RAE в Фарнборо. В этом случае нужно было разогнать самолет массой в 8 т до скорости 100 км/ч на расстоянии 90 м. Это делалось с помощью буксировки стальным тросом, прикрепленным под передней частью фюзеляжа. Лебедка приводилась в действие сжатым воздухом. Система работала удовлетворительно. Однако для "бомбардировщиков 1936 г." требования существенно отличались, так как надо было разогнать самолет массой около 27 т до скорости 180 км/ч.

В RAE сконструировали многорядную катапульту, основываясь на опыте проектирования корабельных катапульт для морской авиации. В 1939 г. устройство уже монтировалось на авиабазе Харуэлл, но в это время перешли к созданию более длинных бетонных дорожек и катапульта так и не была закончена.

В задании Р.13/36 требовалось, чтобы самолет с нагрузкой 454 кг имел дальность 1600 км при "нормальных условиях" взлета со стандартной полосы длиной 460 м. При запуске с катапульты он должен был нести 1800 кг бомб на 4800 км или 3600 кг на 3200 км. Машина должна была брать четыре новых бронебойных бомбы по 908 кг (единственной целью для которых считались крупные сильно бронированные корабли) или 16 стандартных фугасных бомб по 114 или 227 кг, или две 460-мм торпеды. Заданные летные характеристики включали крейсерскую скорость 440 км/ч на 66% максимальной мощности при нормальном весе, рабочий потолок в 8500 м и потолок на одном работающем моторе 3000 м.

Вооружение состояло из носовой и хвостовой турелей с двумя и четырьмя пулеметами калибра 7,7 мм соответственно при общем боезапасе 12000 патронов. Для экипажа предусматривалось семь мест, хотя в бой собирались посылать только четырех человек: двух летчиков, радиста и хвостового стрелка. Предполагалось, что второй пилот будет также работать как штурман, бомбардир и носовой стрелок. Это оказалось химерой: фактически "Манчестеры" летали с экипажем из семи человек. При этом добавилось восьмое место - верхняя турель.

В то время как штаб ВВС определил, что новые тяжелые бомбардировщики, создаваемые по заданию В.12/36, обязательно должны иметь четыре двигателя, в задании Р.13/36 предпочтение было отдано двухмоторным конструкциям. На практике это ограничило выбор типа силовой установки тремя типами двигателей: Бристоль "Центаурус", Роллс-Ройс "Валчер" и Нэпир "Сейбр". Все эти двигатели находились на начальной стадии разработки. Конечной целью было выпустить моторы класса 2000 л.с.

Детали заданий Р.13/36 на новый бомбардировщик были доведены до авиационных фирм в начале лета 1936 г., чтобы, получив предложения, выбрать для заказа два самых перспективных прототипа. Ответы были получены от "Авро", "Бристоль", "Хоукер" и, чуть позже, от "Хэндли-Пейдж". Из первой тройки быстро выделился проект "Авро", как самый многообещающий. Этот выбор имел и то преимущество, что компания не была столь сильно загружена разработкой или серийным выпуском других типов военных самолетов, необходимых для расширения ВВС, как "Бристоль" или "Хоукер".

Вскоре было принято решение заказать два прототипа Авро 679. 8 сентября 1936 г. на них был выдан заказ. Прошло около четырех месяцев, прежде чем был выбран второй проект, удовлетворяющий требованиям задания Р.13/36. Им оказался Хэндли-Пейдж HP.56. HP.56 был развитием подобного HP.55, разрабатывавшегося по заданию В.1/35. Он никогда так и не появился в виде, заказанном в январе 1937, а возник уже как четырехмоторный HP.57 "Галифакс". Таким образом, Авро 679 была уготована судьба стать единственным двухмоторным бомбардировщиком, созданным по заданию Р.13/36. Впоследствии он также превратился в значительно более могучий "Ланкастер".

В своем исходном двухмоторном виде бомбардировщик фирмы "Авро" был не очень-то удачен, что было связано с его «сырыми» моторами. Однако с аэродинамической и конструктивной стороны он был превосходен, что и доказал затем успех "Ланкастера". Конструкторы "Авро", работавшие под руководством Р.Чедвика, выбрали для Авро 679 моторы Роллс-Ройс "Валчер" — 24-цилиндровые Х-образные двигатели жидкостного охлаждения, сделанные из двух моторов V-12 "Переграйн", один из которых стоял нормально, а другой - в перевернутом положении. При этом оба мотора имели общий коленчатый вал.

Моторы размещались на концах широкой прямоугольной в плане центральной части крыла. Два главных лонжерона последней проходили через фюзеляж над длинным бомбоотсеком. Наружные секции крыла суживались по обеим кромкам и имели округлые законцовки. Концы их были приподняты вверх, создавая поперечное V. Хвостовое оперение было двухкилевым, с овальными шайбами на концах стабилизатора. Фюзеляж имел сечение в виде уплощенного овала. Над основной кабиной экипажа, где сидели оба летчика, штурман и радист, была сделана не очень длинная приподнятая застекленная "оранжерея". Конструкция была цельнометаллической, с потайной клепкой по всему крылу и фюзеляжу-полумонококу. Новинкой была мощная гидросистема, приводившая в действие створки бомбоотсека, шасси, закрылки и заслонки радиаторов.

Оглавление