Оглавление

 Libia11107.jpg  Libia11108.jpg

Истребитель «Рафаль В» ВВС Франции

Истребитель «Тайфун» ВВС Великобритании

Еще большее недоумение вызывает неиспользование Каддафи после 19 марта боевых вертолетов. Обнаружить и поразить маневренную маловысотную и малоскоростную воздушную цель — задача для истребителя не самая простая даже в полигонных условиях. Тем не менее, если вертолеты ВВС Ливии после 19 марта и выполняли боевые вылеты, то — единичные.

В качестве одной из причин бездействия ВВС Каддафи, помимо тотального господства в воздухе авиации НАТО, называют ненадежность личного состава. Сомнительная причина. До 19 марта полковник Каддафи использовал свою авиацию достаточно интенсивно, а случаи перелета на сторону повстанцев были единичными и «погоды» не делали. Подобные случаи бывали и будут во время любой гражданской войны.

Так называемые ВВС Свободной Ливии действовали в нарушение резолюции ООН. За исключением полетов транспортных самолетов, эффективностью их работа не отличалась. В данном случае, скорее всего, как раз и сказалась нехватка летчиков и техников, так как авиационной техники повстанцы захватили достаточно, а командование НАТО смотрело на полеты ВВС свободной Ливии «сквозь пальцы». При желании даже не летавшие по несколько лет самолеты можно было вернуть в строй за счет «каннибализации» одних в пользу других.

Война в Ливии дает отличный повод поразмышлять о путях развития военной авиации вообще. Стоимость боевых ЛА и подготовки экипажей нарастает лавинообразно. В результате той же Великобритании удалось за счет напряжения всех сил и средств выделить для участия в операции три десятка боевых самолетов. Для Ливии этого хватило, но для более сильного противника может оказаться недостаточным. ВВС НАТО не понесли потерь в летчиках, между тем именно потери экипажей могут стать критичными — построить самолет проще, чем подготовить летчика. Стоит напомнить, что на момент принятия решения о нанесении ударов по наземным целям самолетами «Тайфун» ВВС Великобритании, только восемь летчиков могли выполнять подобные задачи! Развитие военной авиации уперлось в экономический тупик. Единственный в мире серийный истребитель 5-го поколения превратился в британский линкор начала века — «fleet is being». To есть, воюет одним фактом своего существования. Делать этому самолету в Ливии было нечего, поэтому его и не использовали. Так же как в Ираке и Афганистане. Современные многоцелевые авиационные комплексы становятся таковыми только после нескольких этапов доработок, которые занимают годы. «Тайфун», к примеру, многоцелевым в полном объеме станет не скоро. К тому же многоцелевой комплекс не является панацей. Давно замечено: можно построить универсальный самолет, нельзя сделать летчика-универсала.

Удорожание авиационной техники и рост стоимости подготовки летчиков ведет к количественному снижению парка летательных аппаратов ВВС развитых государств. Ставка сделана на качество в ущерб количеству. На протяжении последних 20 лет такой подход, по крайней мере, для НАТО, казалось бы, давал результат. Казалось — потому что до Ливии разнообразные коалиционные силы превосходили противника не только качественно, но и количественно. В Ливии силы противников количественно были примерно равны, но ВВС Ливии от участия в боевых действиях самоустранились.

Преодолеть «экономический барьер» вряд ли получится. Возможно, операция Ливии позволит ВВС Великобритании или Франции «выбить» из своих правительств деньги на «лишние» несколько истребителей, но десяток-другой дополнительных самолетов проблемы не решат. Видимо, выход лежит в уменьшении цены боевых авиационных комплексов. Снижение стоимости поведет за собой сокращение возможностей и круга решаемых задач. Компенсировать эти потери возможно за счет развития «вспомогательной» авиации и давно известных контейнерных систем.

Понимание невозможности дальнейшего наращивания эффективности боевых авиационных комплексов «механическим» путем за счет установки все более сложного и дорого БРЭО существует во всех передовых странах. ВМС США сделали еще в 1990-е гг. ставку на далеко не революционный «Супер Хорнет» в пику «маринизированнорму» варианту F-22. Не исключено, что в перспективе основным палубным самолетом ВМС США станет «Гроулер», «вспомогательный» вроде бы самолет, оптимизированный для борьбы с ПВО. Однако даже «Супер Хорнет» для большинства стран мира представляется роскошью из-за высокой стоимости. Все большей популярностью на рынке авиационной техники пользуется шведский «Грипен», более дешевый, но немногим менее эффективный в сравнении с более дорогими европейскими «одноклассниками» — «Тайфуном» и «Рафалем».

Будущее за легким многоцелевым истребителем? Возможно. Истребитель 5-го поколения превращается в... своего рода фетиш, показатель амбиций страны-разработчика. Никогда и нигде такой самолет не станет по-настоящему массовым и ни одна страна в случае масштабной войны с равным противником не сможет компенсировать потери в летчиках для истребителей 5-го поколения.

Оглавление