Диапазон регулировок кресла и педалей путевого управления позволяет нормально разместиться летчику высокого (до 187 см) роста, что тоже не может не радовать. Подготовка к запуску, запуск, прогрев, проверка силовой установки, оборудования и систем не представляют сложности, заключают минимум действий при интуитивной понятности их последовательности. Световые табло и индикаторы расположены в основном удобно, транспаранты на них прекрасно читаемы в условиях солнечного дня.
Теперь собственно о полете...
Отрыв от земли я выполнил с небольшой раскачкой по крену и тангажу. Но не потому, что машина плохая. Просто не ожидал такой отзывчивой реакции вертолета на отклонения ручки и ОШ. Да и отсутствие автопилота (что необходимо и оправдано на машине первоначального обучения) тоже сказалось.
Сразу отмечу нейтральное положение педалей в процессе работы ОШ на отделении вертолета от земли, что для меня, «правопедалиста», оказалось весьма непривычным (педальку правую все равно нажал, стереотип — страшная сила).
Разгон, набор высоты, горизонтальный полет выполняются легко и красиво. Вертолет легок и послушен в управлении и, несмотря на отсутствие автопилота, достаточно спокойно стоит в воздушной массе, медленно уходя с заданного режима из-за атмосферных возмущений. Пилотировать его удобно по естественному горизонту с контролем по авиагоризонту и другим пилотажно-навигационным приборам, показания которых легко читаются и практически мало запаздывают за фактическим изменением режима. Шарик довольно часто пытается убежать из центрального положения (особенность всех соосных машин). Но если летчик привык пилотировать чисто и красиво, стремясь вывести режим по нулям отклонений, для него это не составляет никакого труда и через 3-5 мин пилотирования скольжение уходит практически полностью.
Гашетка с защелкой на рычаге «шаг/газ» (РШГ) удобна и проста (а значит, надежна), но часто положение РШГ просится в среднее положение между зубцами, иначе вывести заданный режим по нулям не получается (приходится играть вертикальной либо приборной скоростями).
Вертолет очень чуток к желаниям летчика и послушен. Из-за своих малых размеров и массы реакция на отклонения рулей практически мгновенная и адекватная. Размеры площадок, на которые Ка-226 способен безопасно приземляться и взлетать, весьма и весьма скромные, что также расширяет летчику возможности по их подбору в случае служебной либо аварийной необходимости.
Заход на посадку и посадка были изящны и стремительны, вертолет по своим аэродинамическим особенностям очень быстро и эффективно гасит поступательную и вертикальную скорости на конечном участке предпосадочной траектории. Все это вместе дает летчику-инструктору весьма эффективный набор инструментов для первоначального летного обучения.
Ка-226, как и «Ансат», из-за своих малых размеров и массы, приемистых и надежных двигателей позволяет инструктору не вмешиваться в управление до самого последнего момента, стремясь дать возможность курсанту самому увидеть возникшее отклонение и затем исправить его. И при всей внешней схожести возлагаемых на Ка-226 и «Ансат» задач, они не являются конкурентами. Это понятно любому профессионалу, ведь у каждой аэродинамической схемы есть как неоспоримые преимущества, так и неустранимые недостатки. А поэтому при первоначальном обучении эти две разные машины будут дополнять друг друга. На мой взгляд, имеет смысл выполнять вывозную программу курсантам на обоих типах для выявления их индивидуальных способностей к наиболее эффективному обучению на вертолетах той или иной аэродинамической схемы и с последующим определением генерального направления их летной и профессиональной подготовки. Впрочем, это уже тема отдельной публикации.