Оглавление

Первый день авиапочты или утерянное первенство

Юрий КУЗЬМИН

FrsAvMl001.jpg

В 1910 г. автогонщик Фред Вайсман и его механик М. Петерс построили в городе Сан-Франциско простой и удачный самолёт. Они основывались на фотографиях и рисунках самолётов братьев Райт и Кёртисса, но в результате получилась оригинальная конструкция.

Это был ферменый биплан с передним горизонтальным оперением. Хвостовое оперение - крестообразное, переднее — бипланное. В отличие от самолётов братьев Райт, управление по крену осуществлялось элеронами, установленными на задних кромках обоих крыльев. Вначале на самолёт поставили модифицированный Вайсманом автомобильный двигатель, но вскоре его заменили на рядный мотор Hall-Scott A-2. Шасси было четырёхколёсное, с мощными противокапотажными лыжами. Сзади - два хвостовых костыля.

FrsAvMl002.jpg

Самолёт "Вайсман-Нонан"

FrsAvMl003.jpg FrsAvMl004.jpg

Фрэд Войсман за штурвалом своего самолета

Петалумы до Санта-Розы — 27 км вдоль дороги

В 1911 г. Вайсман построил ещё один, очень похожий аппарат, сразу с мотором Hall-Scott. Деньги выделил мясник из г. Санта-Роза Бен Нонан, поэтому самолёт часто называется "Вайсман-Нонан". На самолёте совершал публичные полёты сам конструктор. В афишах писали "Wiseman Fearless" -бесстрашный Вайсман.

17 февраля 1911 г. Вайсман на этом самолёте отправился в первый в мире (на тот момент - смысл оговорки прояснится чуть ниже) официальный почтовый рейс между двумя небольшими калифорнийскими городами Петалума и Санта-Роза, отстоящих друг от друга всего на 27 км. Заказ на исторический полёт подписал почтмейстер города Петалума Дж. Олдстед, он же передал пилоту и пакет с письмами.

Оглавление